От «Металла» до «Волны»

опубликовано в номере №1471, сентябрь 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

В публикуемых ниже письмах содержатся резкие оценки творчества некоторых популярных музыкантов, не со всеми из которых мы можем безоговорочно согласиться. Публикуя эти спорные мнения, мы рассчитываем, что читатели продолжат откровенный разговор о современной молодежной музыке. Слово за вами...

***

Хочу спросить: когда и как это случилось? Почему наше сознание не зафиксировало взрыва чудовищной психологической бомбы, превратившей нас всех в лунатиков и сомнамбул? Я учился в школе в 60 — 70-е годы. Тогда была другая мода на одежду, другие стили в эстрадной музыке. Но везде и во всем была максимальная приближенность к гармонии, мелодичности. В любой песне, кто бы ее ни исполнял — «Поющие гитары» или «Веселые ребята», «Лейся, песня» или «Цветы». «Самоцветы», «Песняры», — прежде всего была настраивающая мелодия, как пролог в книге настраивает на ее восприятие. А дальше был сам текст — поэтический, легкий, красивый, сдержанный, строгий, грустный, веселый. И, какой бы он ни был, это было повествование, которое запоминалось, в нем был смысл, и притом глубокий. Все это оставалось в глубине души. Песню можно было петь на улице и в домашнем кругу, танцевать под ее аккомпанемент. Под современные шлягеры рок-групп можно танцевать, но запомнить и спеть эти произведения трудновато.

Может, я консерватор? Тогда, в те ушедшие времена, тоже было вдосталь консерваторов, но консерватизм их был частью мировоззрения общества. Революционеров моды презрительно именовали «стилягами», хотя куда той моде до сегодняшних всплесков фантазии! Хотел бы я видеть глаза тех старых учителей этики и морали, глашатаев общественного мнения (а ведь многие из них еще живы и здоровы!), появись перед ними средь бела дня на улице современная девушка в полосатых (извиняюсь) кальсонах до колен. пиджаке шестидесятого размера с арматурой на плечах и прической «а-ля Жанна Агузарова», они упали бы в обморок. А мы ведь не падаем, хотя и видим «это» изо дня в день и знаем, что это не цирк, а реальность. Почему? Спим? А может, душа застывает, как цемент?

Но вернемся к музыке. Раньше плохие или «серые» стихи безжалостно отметались. Я сам немного писал, поэтому знаю, как непросто «пробить» в печать пару строчек. Сейчас же с телеэкрана, из радиоприемников. с танцплощадок на нас столько изливается низкопробной мути наподобие «Эй. ты там, на том берегу», «Белая панама», «Человек надел трусы» и т. д.. что давно уже можно захлебнуться. И современные молодые почитатели действительно захлебываются от восторга, тычут козьими рогами в небо при слушании таких «кумиров», как «Алиса». «Черный кофе». «Союз». Когда показывали «Музыкальный ринг» с «Секретом», у молоденьких девчонок в зале глаза блестели, как у наркоманок, и они повторяли по десять раз ту чушь, примитив, детский лепет, которые звучали с эстрады в исполнении подражателей «Битлз». Увы, великие не рождаются дважды! Все мы помним «Машину времени» в период начала и расцвета творчества, и вот спустя десять лет на том же «Музыкальном ринге» Андрей Макаревич пытается с внутренней раздраженностью опровергнуть утверждения оппонентов из зала о том, что «Машина» стала чем-то похожим на блестящую конфетную обертку — блестит, шуршит, а внутри пусто... Исчезли острота, проблемность, неординарность песен, а вместо них появился своеобразный современный, ни о чем не говорящий развлекательный шарм «под массы». Пользуясь этим шармом, группа «нашуршала» целый альбом — «Реки и мосты», очень понравившийся неизвестно кому. Почему все это происходит? Ведь мы же деградируем!

С. Калиниченко, Светловодск

Утверждение, что фильм «Взломщик» никому не нужен, совершенно несостоятельно. Опровержение тому и спецпремия Международной федерации кинопрессы, и тот факт, что на этот фильм шли и продолжают идти зрители. И то, что люди выносят из зала самые различные, порой диаметрально противоположные, мнения, тоже доказывает, что фильм нужен. Я мог бы перечислить названия десятков фильмов, из которых люди вообще никаких мнений не выносят. На мой взгляд, не имеет особого смысла искать корни музыкальных тем группы «Алиса», так как их творчество не вторичная интерпретация давно известного, а яркое, свое, но созданное на почве того, что было до них.

Мы с детства радовались, что родились в стране, где самая справедливая система правления. Но, и будучи детьми, мы не только задирали головы вверх, но еще и смотрели себе под ноги. И тогда у нас возникали самые неожиданные вопросы. Мы гордились «Машиной времени» так же, как гордились В. Высоцким, которого мы тогда искренне считали человеком «запрещенным». И горько мне читать в газетах: «На могиле лауреата Государственной премии...» Помолчали бы уж лучше!.. Нет, какие бы памятники ни воздвигали сейчас В. Высоцкому, мы, мальчишки семидесятых, «не забудем, не простим и не потеряем»...

На полях отечественного рока сейчас больше сорняков, чем злаков. И не каждый сорняк сразу отличишь от злака. Сквозь общий шумовой фон прорезаются голоса стоящих ребят. Среди них голос Константина Кинчева. И в моей защите он не нуждается. Но я все же посчитал своим долгом выступить против злобных выпадов в его сторону. Ведь голос Кинчева — голос моего поколения, голос красивый и честный. Голос, говорящий о моих проблемах моим языком. Он своим творчеством протягивает мне руку. Я протягиваю ему свою. Мы вместе!

Сергей Звонов, 25 лет, лесоруб, Тюменская обл.

Рок стал нашим молодежным фольклором. Поэтому рок-исполнители должны отказаться от всяких там «цветочков-любовей», они призваны петь сатиру, петь остроактуальное и «разоблачительное», петь о проблемах, существующих сейчас, о мире, о дружбе, наконец. Я убеждена, что рокеры очень хорошо с этим справляются в отличие от других исполнителей популярной музыки, таких, как А. Пугачева или В. Леонтьев, исполняющих слащавые мелодии и тексты.

Юля Л., 16 лет, Новосибирск

Все журналисты ищут «бомбу» или сенсацию, чтобы кого-нибудь разбить или возвысить. Взять хотя бы статью про Аллу Пугачеву, на которую потом печатали опровержение. Это ли не факт вашей поспешности? Чем писать, что «Наутилус Помнилиус» «подвержен влиянию гипнотически-грандиозного наследия Бориса Гребенщикова», послушали бы ту же ленинградскую группу «Кино». Да ведь это чисто слизанный БГ! Все ленинградцы подвержены влиянию БГ. Я молодой, мне 21 год, женат. Моя жена никогда не была сторонником рока. Она и сейчас любит такие группы, как «Модерн Токинг»,«Бед бойз блю». «Селен Секл» и т. д. Ей по душе диско. Но... услышав несколько композиций «НП», она стала без ума от них. Я знаю эту группу с 1981 года, каждый концерт упрочивает их музыкальный статус. Не знаю, будут ли «НП» слушать после нас, будет ли этот романтически-экспрессивный рок вечным, не знаю, но мы его слушаем и будем слушать. Запись «НП» расслабит и утешит в трудную минуту и поднимет настроение, когда его нет.

Владимир Терехин, Первоуральск Свердловской обл.

Мы не могли остаться равнодушными к выступлению в Зеленой Гуре ансамбля «Браво», точнее его солистки — Агузаровой. Нет слов для возмущения, как можно в таком виде выходить на сцену? Раньше по поводу ее экстравагантного облика писали, что она создает «образ». Какой образ она создала там? У нее прекрасный голос, но не стоит использовать такие, мы считаем, унизительные средства, чтобы стать лидером.

Коллектив филиала Сбербанка №2413/093. Возраст от 23 до 40 лет, Братск

По-моему, если бы не было «Битлз», не было бы и «Секрета». Вся музыка Леонидова — слепое подражание «Битлз». Что касается «Браво», «Бригады С» и «Цемента», группы эти бездарные, но ведь «Секрет» поет нередко под фонограмму, вследствие чего у них вовсе пропала привлекательность. И еще: никакой хороший драматический актер не ушел бы на эстраду бренькать на гитаре, как Леонидов и Фоменко. Эти «певцы» поют просто набор слов, такой, как «Сара-бара бу» или «Именины у Кристины». Что же касается музыки, то, хотя половину они сдирают у «Битлз», в их исполнении она кажется скрипом телеги.

Палмичев, Геленджик

Мое мнение: не надо делать музыку общей, как одно большое платье. в которое можно засунуть всех людей, и никаких проблем! Этого никогда ни у кого не получится! Проблема «отцов» и «детей» вечная. Методом запрета здесь ничего не добьешься. ведь если группу убрать со сцены. она все равно будет существовать, будет! А сколько подобных ей! Все не запретишь! В конце концов мы все перебесимся и будем такими, как вы, а сейчас не заглушайте, дайте нам разобраться и сделать выбор. Мы сами с этим справимся!

Ольга Нестеренко, Элиста

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены