От Красноводска до Клайпеды

К Высоков| опубликовано в номере №861, Апрель 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Погрузка закончилась. Отданы швартовы. Турбоэлектроход с тремя тысячами тонн проката в трюмах медленно отвалил от причала Череповецкого металлургического завода. Едва судно двинулось в путь, как за его кормой поднялся пенистый бурун. Корпус приподнялся над водой, и корабль, скользя на подводных крыльях, со скоростью курьерского поезда понесся по Шексне. Через час он через гигантский шлюз попал в огромное водохранилище, что раскинулось на Валдайской возвышенности. Еще через несколько часов, прошлюзовавшись по крутым ступеням на Вытегре, вышел в Онежское озеро. А через сутки его можно было видеть уже на просторах Балтики: турбоэлектроход держал путь к Клайпеде.

...Так будет. И очень скоро, когда вступит в строй крупнейшая искусственная водная трасса нашей страны — Волго-Балтийский глубоководный путь. Уже в будущем году по нему перебросят миллионы тонн самых различных грузов. С севера на юг пойдут Кольская руда и химические удобрения, карельский лес, продукция машиностроителей Ленинграда,

Прибалтики, Петрозаводска. А навстречу, от самого Каспия, двинутся караваны с нефтью и зерном.

Свое начало тысячекилометровый Волго-Балт берет от Ленинграда. Здесь сейчас развернулось строительство новых причалов, складов, элеватора — одного из крупнейших в Советском Союзе. В ближайшее время начнется реконструкция мостов на Неве, сооружение нового озерного вокзала.

И все же основная площадка этой транспортной стройки раскинулась в глухих вологодских лесах. Там, средь, валдайских круч, сейчас прокладывается искусственное русло, возводятся огромные шлюзы. Их будет семь вместо тридцати девяти старой Мариинской системы. Кроме того, строители возведут пять гидроузлов, которые образуют цепь водохранилищ. Самое большое из них — Череповецкое — протянется на 260 километров. На трассе предстоит уложить около шестисот тысяч кубометров бетона и вынуть более

пятидесяти миллионов кубометров грунта. Ни одна из воднотранспортных строек нашей страны еще не знала столь огромного объема работ!

Длинной кильватерной колонной выстроились по трассе будущего глубоководного пути десятки земснарядов. Особенно много строительных кораблей в районе села Девятины и на участке «Водораздел». Даже для видавших виды гидромеханизаторов места эти — диковина. Работы начинали с вершины самого большого холма, а на нем болото. Да какое! Стали рыхлить грунт фрезами — сплошные корни да пни. А едва освободились от топи, как новый сюрприз — морена. Земснаряд работает на полную мощность, а в пульпопроводах, по которым перегоняют размытый грунт, идет лишь вода. Попробовали приналечь, но только поломали стальные фрезы о валуны.

Гидромеханизаторы не отступили: один эксперимент, другой, тридцатый, сотый, и все же удалось выработать новую технологию. Там, где оказались бессильными ковш экскаватора и фреза земснаряда, успешно начали действовать гидромониторы.

Сейчас земснаряды заканчивают работы на этой грандиозной выемке. Уже извлечено более пяти миллионов кубометров тяжелых грунтов. Пять пирамид Хеопса!

На помощь строителям прибыл новейший земснаряд. Он оснащен двумя автоматизированными спаренными гидромониторными установками. Они сокрушают все твердыни, которые встают на пути землеройного крейсера.

Не так давно коллектив могучего земснаряда натолкнулся на необычную преграду. То были шлюзы, сооруженные еще полтора века тому назад. Под толстым слоем грунта оказались хорошо сохранившиеся ряжи, остатки каменного водопровода. Глядя на это древнее сооружение, нетрудно представить, сколько труда было положено в те далекие годы на возведение гидротехнических сооружений. Ведь тогда в распоряжении строителей были лишь канат да топор.

Скоро Волго-Балт вступит в строй. Он войдет в воднотранспортную систему, по которой пойдут суда от Красноводска до Клайпеды.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере  читайте о «Фаусте петровской эпохи» загадочном Якове Брюсе, об Александре Ланском - одном из фаворитов Екатерины II, о жизни и творчестве Михаила Лермонтова, о русском и американском инженере-кораблестроителе Владимире Ивановиче Юркевиче, о популярнейшем актере Андрее Мягкове. О жизни и творчестве русского художника Ореста Кипренского и многое другое



Виджет Архива Смены