Остров «мягкого золота»

Л Давыдов| опубликовано в номере №536, сентябрь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

На обыкновенной школьной географической карте этого острова вы не найдёте. И только на картах Сахалинской области или острова Сахалина, если внимательно обследовать залив Терпения, то чуть южнее мыса наблюдательный глаз заметит маленькую точку с надписью: «Остров Тюлений».

«Островом сокровищ» любовно называет свой остров алеут Константин Александрович Замков, старый, опытный охотник на морского зверя.

Зайкову уже за пятьдесят, но выглядит он гораздо моложе. Человек богатырского сложения, он с удивительной лёгкостью, ловко переступает с камня на камень всё выше к плато скалы, возвышающейся над островом. Следуя за охотником, не знаешь, куда бросить свой взгляд. Впервые попавшего сюда привлекают и стаи птиц, с шумом кружащие над головой, и страшный рёв невидимых ещё морских зверей - котиков.

Вот мы и на плато. Зайков оборачивается, выбивает табак из трубки и, мельком взглянув в сторону, с чуть заметной улыбкой произносит:

- Осторожнее, не спугните, не то птичка нам натворит хлопот. А ведь завтра у нас загон!...

Мне ещё не понятно, о чём идёт речь. Ведь не птиц же загонять! Но не время расспрашивать. Осторожно продвигаемся вперёд. Ещё несколько шагов - и перед нашим взором открывается необычайное зрелище.

Отсюда хорошо виден весь небольшой островок. Вершина его - длинное, узкое плато - густо заполнена морскими птицами - кайрами. Это живая масса белогрудых пернатых с чёрными головками. Днём кайры в постоянном движении. Целыми стаями с шумом и криком бросаются они в полёт с каменных террас скалы. Место улетевших тотчас занимают новые стаи, примчавшиеся с моря на отдых после удачной рыбной ловли и сытного обеда.

Кайры прилетают на остров на лето. Здесь они откладывают яйца и выкармливают птенцов. Сама кайра, как и откладываемые ею яйца, съедобна. Жители собирают яйца десятками тысяч штук. Такой сбор не отражается на птице. Обнаружив исчезновение первого яйца, кайра немедленно откладывает второе, а затем и третье.

Глядя из - за укрытия на восточный берег острова, видишь длинную и довольно широкую песчаную отмель, сплошь заполненную чёрно - коричневой массой морских котиков. Это и есть основное богатство острова - мягкое золото.

На вид неуклюжие животные: самцы, достигающие двух метров в длину, поменьше - самки н масса малышей - детёнышей, величиной с доброго щенка, - нежатся в песке. Иной раз они переползают друг через друга, добираясь до тёплой, согретой солнцем гальки. В прибрежных водах лежбища звери играют, ныряют, высоко выпрыгивают из воды, гоняются друг за другом.

Склонившись поближе, чтобы спутник мог услышать, Зайков спрашивает:

- Понятно, почему перед загоном нельзя пугать птиц?

- Признаться, не совсем, - сознался я.

- А вот смотрите, сейчас всё станет ясно, - он поднимает маленький камушек и осторожно бросает его в парочку кайр; птицы мгновенно взмахивают крыльями и с шумом и криком бросаются со скалы, мчатся над котиками, уходят в море, в эту же секунду целая группа котиков, торопливо проковыляв на своих ластах, бросается вплавь.

- Котик с птицей живёт дружно, - объясняет старый морской охотник. - Птица как бы охраняет зверя от опасности. Слух у котика хороший, а вот маленькие выпуклые глаза подводят. Под водой ими он видит прекрасно, а на суше плохо. Малейшую опасность для птиц и тревогу в их стане котик немедленно воспринимает, как собственную опасность.

На следующий день, с наступлением сумерек, на острове состоялся загон котиков. Человек двадцать загонщиков, одетых в брезентовые костюмы и высокие кожаные сапоги, докуривали самокрутки. Они ожидали уже знакомого нам старшего загонщика и мастера промысла Зайкова. У каждого в руках была длинная палка. Без неё подходить к стаду котиков нельзя. Зверь с яростью бросается на безоружного человека. А палка магически действует на котиков: с беспокойством оглядываясь, они в панике теснят друг друга, отступают' подальше от человека, норовят уйти в море.

Загонщики разбились на две группы по 10 человек. Одна группа, прижимаясь к подножью скалы, направилась к северному её мысу, другая - через специальный туннель, проделанный в скале, прошла и сосредоточилась у его выхода на восточный берег - котиковое лежбище.

По сигналу Зайкова загонщики одновременно выбежали из своих укрытий и цепочкой расположились у самой кромки воды. Не давая зверю опомниться, они оцепили всё стадо.

Стоит только немного оплошать, как разъярённый котик, независимо от возраста, вцепится острыми клыками в ногу человека и в лучшем случае раздерёт обувь или одежду. Ремесло загонщика не только увлекательное, но и опасное.

Минут сорок длится загон. Он заключается в том, чтобы согнать на южную оконечность острова, на специально огороженную территорию, котиков нужного возраста, с вполне созревшим мехом. К ним относятся двух - и трёхгодовалые самцы и более взрослые самки. Малышей и старых самцов палками отгоняют и дают им возможность уйти в море.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены