«Опаков»

Василий Дробот| опубликовано в номере №147, март 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

На деле масса матросов осталась без вождей. Тогда - то и была брошена на одном из флотских собраний мысль обратиться к лейтенанту П. П. Шмидту с просьбой взять на себя все руководство развернувшимися событиями.

Несмотря на то, что Шмидт был по его собственному выражению, «социалистом пне партии» и считал своим политическим идеалом сочетание «царь и народ», руководство восстанием перешло именно к нему.

Шмидт объявил себя командующим и за подписью «командующего флотом гражданина Шмидта» послал Николаю II следующую телеграмму: «Черноморский флот, свято храня верность своему народу, требует от вас, государь, немедленного созыва учредительного собрания и перестает повиноваться вашим министрам».

Это были только слова, так оказать, холостой выстрел, в то время как успех восстания зависел исключительно от возможности поддержать его настоящими выстрелами - из крупнокалиберных орудий Черноморского флота. Эта возможность к 15 ноября уже исключалась, так как главный командир Черноморского флота адмирал Чухнин днем раньше приказал снять замки с орудий, в частности, на «Потемкина». Это мероприятие уже почти определяло печальный исход событий.

С другой стороны, сам Шмидт не предпринял ровно ничего для приведения восставших единиц флота в должное боевое состояние. Больше того: он не только стремился сделать революцию «мирной», но верил даже, что поговори он с Чухниным с глазу на глаз, они «сошлись бы на одном - на любви к народу и плакали бы вместе». Так думал Шмидт, в то время как Чухнин вместе с другими лихорадочно готовился к вооруженному подавлению восстания.

В результате «Потемкин» был лишен возможности поддержать восставших своими орудиями, а «Очаков» сделался простой и легкой мишенью для расстрела его усмирителями.

Шмидт не представлял себе революцию иначе как «мирную», с крайней мерой революционного воздействия в виде всеобщей российской забастовки. Лучшей характеристикой его взглядов на революцию служит его речь на суде, когда он сказал: «Из всех программ и оттенков современной политической мысли России меня более всего привлекало сочетание: царь и народ...»

Таков Шмидт, как политическая фигура, как «социалист вне партии» - по его собственному выражению. В этом отсутствии четко оформленного социально - политического лица руководителя восстанием одна из причин его разгрома. С другой стороны, восстание не было достаточно подготовлено, отступление же было отрезано.

По делу о восстании были созданы две, работавшие параллельно, правительственные комиссии, одна из которых вела следствие исключительно «о бунте» на «Очакове» и имела своей основной целью расправу с лейтенатом Шмидтом и его ближайшими боевыми соратниками - Гладковым, Часником и Антоненко.

19 марта (по новому стилю), на острове Березами, в 20 километрах от г. Очакова, в котором происходил суд, состоялась казнь.

Шмидта с матросами привезли на остров для казни около 4 часов утра... С ночи на остров высадили войска, по взводу от минеров, пехоты и артиллерии, в полном вооружении, при 13 офицерах. Здесь был командир и офицеры «Прута», жандармский ротмистр, священник, 4 готовых гроба, столбы и лопаты. Расстрелять осужденных было приказано матросам канонерской лодки «Терец» в числе 60 человек. Они стали в 50 шагах от столбов, имея в тылу три взвода войск, поставленных на всякий случай.

Шмидт был без шапки, в одном белье. Команда выстроилась, барабан ударил бой, еще минута, матросы берут ружья на руку, Шмидт кричит: «Прощайте и убивайте». Глаза у него открыты. Раздается приказ «пли», залп.

Было 4 с половиной утра. С рассветом минеры уложили изрешеченные тела в ящики, опустили в ямы, вырытые рядом, быстро засыпали землей.

Трагедия кончилась...

Ответ за нее черноморские матросы, вместе со всеми трудящимися бывшей царской России, потребовали от самодержавия и его агентов спустя двенадцать лет - в октябре 1917 г.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В болоте мистики и религии

На процессе Дмитрия Шульца