Однолюбы

Лиина Тархова| опубликовано в номере №1122, февраль 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мимо Библиотеки имени Ленина бегали трамваи, озабоченно сновали домохозяйки с кошелками. Где же шахта?

- Шахта? Вот она! - Огромный дядька в брезентовых штанах - таких называли грабарями - показал Тане на старые домишки вокруг. - Эту рухлядь снесем, потом под землю полезем.

Получилось так, что именно к этому дядьке Таню определили в помощницы. Они забрались на крышу. Грабарь насмешливо оглядел худющую напарницу восемнадцати лет от роду.

- Ну, Федорова, приступаем к сносу дома. Делается это вот так.

Он двинул могучим плечом по кирпичной трубе, та с готовностью разлетелась по кирпичикам.

- А теперь ты. Раз уж вы, бабы, под землю хотите лезть, вкалывайте наравне с нами.

Девушка храбро подошла к другой трубе, тоже двинула плечом. Это не произвело на трубу никакого впечатления. Дядька от смеха заколыхался.

- Поглядите на нее - метростроевка! Я ж говорю: метрострой - хошь работай, а хошь пой.

Таня сдержала слезы, еще раз ломанула плечом, и труба зашаталась.

День за днем она крушила трубы, растаскивала крыши молча, с ожесточением, не позволяя себе передохнуть и не отвечая на подковырки детины в брезентовых штанах.

Таких юмористов вначале было немало. Одни не могли простить «женскому полу», что он проник туда, где от века орудовали только мужчины. Другие - из строителей - вообще издевались над фабричными, «хлипким народом». А потомственные кессонщики и тоннельщики, собранные со всей страны, и строителей ни во что не ставили; они всерьез считали: эти неучи завалят пол - Москвы.

Тысячи людей, десятки языков и наречий, старики и молодежь, энтузиасты и хапуги - все смешалось в огромном котле. Не скоро это перекипит, освободится от «вредных примесей», не скоро появится такой народ - метростроевцы.

Горком комсомола объявляет новый призыв на стройку. В его обращении говорится: «Метро нуждается в проходчиках, крепильщиках, плотниках, бетонщиках. Но нам нужны такие крепильщики и бетонщики, которые сумели бы не только крепить и бетонировать тоннели, но и крепить дисциплину, цементировать рабочий коллектив, его волю к труду».

... Иногда рабочий навалит столько бетона на носилки, что, кажется, поднимешь их - и умрешь. Но, думалось Тане, лучше умереть, чем встретить торжествующий или снисходительный взгляд какого - нибудь грабаря.

Да дело было не только в этом взгляде. Если сама загружала носилки, наворачивала, пожалуй, столько же. Ни малейшей поблажки себе, ни минуты роздыха - все силы для скорейшего пуска «подземки».

В эти годы не было ни свиданий, ни поцелуев. Планетная школа, затем аэроклуб и книги («Приключения Тома Сойера», полчаса перед сном) - только на это еще ей не было жалко времени.

Настроение, сон, аппетит даже - все зависело от того, сколько метров проходки дала их бригада. Об этом же горячие речи на комсомольских собраниях, заметки в ежедневных стенгазетах, беспощадные «молнии» в знаменитых «Терках» - сатирических листках.

Каждый вечер после смены они шли от Библиотеки имени Ленина в «душкомбинат» на Смоленской площади, где бригаду ждало ведро чистой воды. Мороз покрывал ледяным панцирем заляпанные грязью брезентовые робы, прохожие шарахались от них в ужасе, а девчата и парни на всю улицу орали песню, которую никто, кроме них, метростроевцев, не имел права петь: «Мы технику метро освоим, покажем свои образцы. Мы лучшее в мире метро построим, и с нами никто не шути!» Нет, на «Каучуке» Таня не носила рабочую спецовку с такой гордостью. Строить метро - это, казалось ей, дело необыкновенное! Москвичи мечтали о метро десятки лет, первые проекты появились еще в прошлом веке. Но все не находилось на «подземку» денег. А если бы и нашлись, то костьми легли бы в борьбе святые отцы - они боялись, что «храмы умалятся в своем благолепии», если под ними пророют тоннели.

Москва задыхалась, пробки превращали передвижение по ее улицам в муку. И вот в 1931 году решено было строить метро, и не какое - нибудь временное, плохонькое, а метро на века, со станциями - дворцами, с самым современным оборудованием.

На него не жалели ни денег, ни материалов. Стройка съедала в сутки по 60 - 80 вагонов металла. На «подземку» приезжали делегации от поставщиков - специально посмотреть, куда это идет такая прорва материалов и чем вызвана особенная требовательность к их качеству.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены