Одна дорога, одна судьба

В Кардин| опубликовано в номере №893, август 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

Короткая (через год Лебедеву исполнилось бы тридцать), но завидно прямая, мужественная жизнь. И такая же прямая, мужественная поэзия.

Он выпустил две книги стихов – «Кронштадт» и «Лирика моря», печатался в газете «Красный Балтийский флот» и газете подводников «Дозор».

Достаточно просмотреть оглавления сборников Алексея Лебедева, чтобы убедиться: перед нами певец моря, флотской действительности, умеющий извлекать поэзию из повседневных дел, составляющих быт, учебу, службу, способный опоэтизировать и ремонт шлюпки, и одежду моряка, и артиллерийские таблицы, и даже строевую подготовку.

Но Лебедев не был ни однообразным, ни однотонным. Артиллерийские и сигнальные таблицы, шлюпки и бескозырки никогда не заслоняли для него человека, создавшего флот и ведущего корабли. Свою первую книгу «Кронштадт» он открывал стихотворением, которое можно назвать программным:

Я хочу не говорить о водах, О штормах, летящих от Хайлоды, Я хочу сказать о мореходах, Побеждавших бешенство погоды.

О бойцах, изведавших глубины,

Берегущих пушки и рули,

Жгущих уголь, знающих машины,

Выводящих в битву корабли.

О бойцах, с которыми мне плавать,

В дальномерах цель вести на нить,

Добывать стране морскую славу

И в Кронштадт с победой приходить.

Острый, пристальный интерес к людям и флоту заставлял думать о их прошлом, прослеживать традиции, искать предтечи. Ведь здесь, на берегах Невы, на траверзе Гангута, у стен Кронштадта, творилась история.

Сверкнул красный луч маяка, и в ночи фантазия поэта свершает чудо – вновь открывает гангутскую эпопею.

То не прибой в протоках шхерных Гудит, как отдаленный гром, То в море вышел флот галерный На курс, указанный Петром.

А он камзол промокший сбросил, И под рубашкою простой – Стук сердца в такт ударам весел, Галеры двигающих в бой.

А. Лебедев знал прошлое флота, ценил и любил его, нередко писал о нем, чувствуя сложный ход истории и не довольствуясь батальным фоном. В стихах этих интонация порой колеблется от восторженной до насмешливо-иронической. Он отлично понимал: есть история и история, есть прошлое и прошлое. Петр, Гангут, первые флотоводцы– это славное, дорогое, однако уже ставшее достоянием веков, почерпнутое из книг и только из книг.

Алексей Лебедев был певцом революционного героизма, революционных традиций нашего флота. Своей излюбленной теме он отдавался со страстью, со всем жаром молодой души, с истинным, как говорится, богом данным талантом. Для него название известного в довоенное время фильма «Мы из Кронштадта» было исполнено высокого, нестареющего смысла. Он был горд, счастлив оттого, что мог про себя и своих товарищей сказать: «Мы из Кронштадта!»

Лебедев писал о прошлом, давнем и недавнем, но никогда не уходил в прошлое. Он жил сегодняшней жизнью флота: походами, ученьями, вахтами. Он был верным сыном флота, моряком, «чья жизнь и сердце– флот». Именно так: слово «Флот» писалось с большой буквы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены