Обсуждаем рассказ "Милочка"

опубликовано в номере №553, июнь 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Особенная...

Анастасия Плясухина, прядильщица московской фабрики «Пролетарский труд»

С большим интересом прочитала я рассказ писателя Ильенкова «Милочка». Тема, по - моему, поднята нужная, хотя назвать героиню рассказа типичной для нашего времени, а характер её и поступки - обычными, конечно, нельзя.

Я живу вместе с молодыми работницами, нашей фабрики я одном общежитии. Из сорока, двух человек у нас мет ни одной, которую можно было бы назвать копией с Милочки. А у нас есть девушки, не уступающие по красоте героине рассказа. Вместе с привлекательной внешностью они сочетают главную красоту в человеке - чуткость, верность в дружбе, высокую мораль в отношениях с окружающими.

В нашей большой дружной семье нет «особенных». Каждая добровольно выполняет любую работу. Вместе мы убираем помещение, помогаем друг другу сготовить обед.

Если кто заболеет, каждая считает своим долгом ухаживать за больной, сходить за лекарством, продуктами, принести интересную книгу.

Большое горе для матери иметь дочь - чёрствую эгоистку. Но я думаю, что мать Милочки сама во многом виновата. «Что посеешь, то пожнёшь», - говорит пословица. Мать Милочки посеяла недоброе. Она баловала свою дочь. Всё Милочке доставалось слишком легко.

Милочка была красива. Но красивый человек и красивая картина - это далеко не одно и то же. А мать Милочки смотрела на неё именно как на картинку или изящную безделушку, которую надо оберегать.

Жаль, что в рассказе только упомянуто, а не показано отношение к Милочке её подруг по школе. Ведь не под стеклянным же колпаком жила и росла эта девушка, и общественные организации могли бы помочь Анне Васильевне правильно воспитать свою дочь.

В чем ошибка!

И. Печерникова, кандидат педагогических наук

На вопрос Анны Васильевны: «Что же делать?» - ответить довольно просто.

Ошибка этой сентиментальной матери заключалась в том, что она не чувствовала серьёзной ответственности за воспитание своего ребёнка, не задумывалась над тем, что формирование личности нового человека, будущего борца за коммунизм, - это большое государственное дело. В связи с этим хочется напомнить прекрасные слова выдающегося советского педагога А. С. Макаренко: «Воспитание детей - важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями, но и это не всё: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это - наши слёзы, это - наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Не может быть сомнения в том, что для советских отцов и матерей нехарактерно такое отношение к задачам коммунистического воспитания молодого поколения, какое было у врача Анны Васильевны, да и автор рассказа говорит об одном из редких случаев в нашей советской действительности. Делу коммунистического воспитания подрастающего поколения в нашей стране уделяется огромное внимание.

Я хочу рассказать о таких фактах.

Недавно открылся родительский лекторий в районном центре Краснодарского края - Адлере. Нам пришлось наблюдать, как на лекцию о коммунистическом воспитании детей съезжались родители из самых отдалённых колхозов района. После лекции они задавали много вопросов, обменивались интереснейшим опытом, приобретали педагогическую и детскую литературу.

Перед нами лежит толстый сборник статей, в которых описывают опыт семейного воспитания родители учащихся Горьковской области. Домашняя хозяйка К. И. Парфёнова рассказывает, как она помогала своему сыну готовиться к вступлению в пионерскую организацию. Рабочий инструментального завода «Луч» тов. Егоров делится опытом вдумчивого и разумного воспитания своих четверых детей, которые выросли мужественными и чуткими людьми, отличными комсомольцами. Такие примеры можно приводить без конца. Они показывают, что новые потребности социалистического общества определяют и новое отношение родителей к задачам коммунистического воспитания молодого поколения. Семья и школа в едином стремлении хотят вырастить молодёжь способной укрепить силу и могущество социалистического строя.

Конечно, ошибки и недостатки в воспитании и поведении молодёжи ещё существуют. Мне, например, приходилось встречать матерей, которые чрезмерно восхищались способностями своих детей, неустанно предсказывали им блестящее будущее и невольно пробуждали у них тщеславные мечты.

Четырнадцатилетняя Валя С. делает большие успехи в игре на скрипке. Её мать часто рассуждает о том, что Валя будет достойной сменой знаменитой Галине Бариновой, намекая дочери на то, что она на две головы выше своих сверстниц.

Валя - комсомолка. Казалось бы, на неё не должны были действовать преувеличенные восторги матери, но, к сожалению, она ведёт себя нескромно, на своих подруг смотрит свысока. Когда её просят выступить на школьном концерте, она ломается, заставляет подолгу уговаривать себя.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Освобожденный Китай

II. Начинается новая жизнь