– Человек мыслит содержательно, а не формально, – охлаждает его пыл инженер. – В отличие от машины он способен приходить к довольно правильным решениям на основе неполной информации, выбирая достоверное, существенное и отбрасывая второстепенное...
– Человек решает задачу приближенно, машина – точно, – настаивает математик. – Преимущество у машины бесспорное.
– «Медлительность» человека с лихвой окупается выгодностью «рабочих схем», их функциональным богатством и надежностью, – возражает ему физиолог. – И вообще, – добавляет он, – моделировать процессы мышления нужно не для создания искусственного человека, а чтобы избавить людей от труда, связанного с утомительными, иссушающими мозг операциями...
К физиологу опять присоединяется инженер:
– На долю машины – «черновая работа». На долю человека – высшая сфера деятельности – содержательное мышление.
Однако математик, который сам себя относит к «отчаянным кибернетикам», спорит с этим:
– Человек является сложной системой, но системой конечной сложности и поэтому доступен имитации. Это обстоятельство многим кажется унизительным и страшным. Нужно стремиться этот страх перед имитирующими нас автоматами заменить огромным удовлетворением тем фактом, что такие сложные и прекрасные вещи могут быть созданы человеком.
Завершает спор мудрый старый ученый.
– Увлекающиеся натуры склонны преувеличивать сегодняшние возможности, – говорит он, – что не особенно опасно, потому что жизнь внесет свои поправки, а пофантазировать в новом деле всегда полезно. Гораздо опаснее скептики, догматики и консерваторы.
Кто осмелится поставить предел человеческому познанию? Кто, подобно средневековым церковникам, в наше время укажет науке: «Вот это разрешается, а это – табу»? Ведь все равно появится Галилей со словами: «А все-таки она вертится!»
«Здравствуйте, люди» – так начала свой рассказ ЭЦВМ «Киев». Не раз повторят это ее «потомки», близкие и далекие, как бы сложны и прекрасны ни были машины, которые создаст человек.
В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.