Образование незаконченное, кибернетическое

Л Кокин| опубликовано в номере №894, август 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

О том, как пришлось обучать машину, рассказывала мне Надя Грищенко, молодой научный сотрудник. (Впрочем, молодость в Киевском институте кибернетики никак не может служить приметой. Средний возраст сотрудников – 25 – 27 лет, а «самому шефу», академику Виктору Михайловичу Глушкову, всего лишь сорок один. Стоит ли удивляться этому? Сама наука кибернетика еще не вышла из школьного возраста.)

Итак, Надя Грищенко выступала в роли учительницы, ЭЦВМ «Киев» – в роли ученицы. Занятия проводились на тему «Распознавание смысла фраз». Сможет ли машина отличать осмысленные фразы от бессмыслицы, чепухи, абракадабры?

На первом занятии «ученица» запомнила триста с лишним осмысленных предложений типа «Человек думает», «Самолет летит» и т. д. Попади «ученица» сразу же после этого на экзамен, она показала бы себя тупой «зубрилой»: кроме трехсот заученных, не обнаружила бы смысла ни в каком другом предложении. Но ей не стали устраивать экзамена, а заставили... увлекшись, я чуть не написал «пораскинуть мозгами». Нет, конечно! «Ученица» просто получила команду определенным образом сгруппировать слова из известных ей фраз. Выделить, например, группы существительных, которые связаны в этих фразах с одинаковыми глаголами. Причем одни глаголы оказались общими для всей группы существительных, а другие употреблялись только с некоторыми из них. Машина разделила глаголы по этому признаку – общие для данной группы и, тан сказать, частные.

Вот теперь уже можно было задавать вопросы,

«Человек поет?» – спросила учительница «ученицу» (подразумевалось: осмысленна ли данная фраза?).

«Да», – быстро ответила «ученица» на этот легкий вопрос, потому что в точности такую фразу заранее вложили в ее память. (Не подумайте, что «ученица» кивнула головой, это «да» было высказано в виде доброго десятка цифр, отпечатанных на бумажной ленте.)

«Птица поет?» – спросила учительница «ученицу».

«Да», – ответила «ученица». Это тоже был вопрос для «зубрил».

«Трактор поет?»

Со свойственной ей быстротой «ученица» мигом перерыла свою память. Согласно тому, что она знала, трактор, подобно человеку и птице, мог стоять и идти. Мог ли он петь? Вызубренных сведений не хватало для ответа. Оставалось одно: обобщить те сведения, которые есть. «Ученица» тут же сосчитала: большинство членов группы НЕ поет. И ответила:

«Нет».

Если бы в результате подсчета оказалось, что большинство членов группы поет, «ученица» на этом основании утверждала бы, что поет и трактор. Но, узнав от учительницы, что ошиблась, запомнила бы это раз навсегда и больше не повторила.

Понаблюдайте за детьми. Когда трехлетний ребенок начинает складывать фразы из слов, которые не всегда еще понятны ему, сколько веселых минут доставляет он окружающим! Целая коллекция детского «остроумия» – книжка К. И. Чуковского «От двух до пяти». Если бы за разбор этой книжки взялся специалист по кибернетике, со своей, кибернетической точки зрения он бы сделал такой вывод: «Обучение машины внешне ничем не отличается от обучения человека».

К этому выводу и пришел академик Виктор Михайлович Глушков на основании опытов по обучению машин.

Стоило оценить с точки зрения кибернетики существующие методы обучения школьников и студентов, как обнаружилось слабое звено – совершенно недостаточная «обратная связь». В кибернетике (которая определяется как наука об управлении) обратной связью принято называть воздействие управляемого объекта на управляющий.. Шо-Sep за рулем должен непрерывно получать информацию, соответствуют ли его действия должной обстановке. Обучение также можно представить себе в виде процесса управления. И тут оказывается, что обратная связь – от учащихся к педагогу – действует с долгими перебоями. Особенно в институте. Если в школе при опросах и проверке домашних уроков учитель все же узнает, усвоил ли ученик пройденный материал, то студенты не без оснований распевают известную песенку о том, что от сессии до сессии им живется весело, а сессия всего два раза в год... На минутку вообразите: шофер узнает, правильно ли он повернул руль, с опозданием... нет, не на полгода – хотя бы на полминуты!..

Увеличить техническую оснащенность педагогики – вот что необходимо, утверждают ученые-кибернетики. Ведь, в сущности, методы преподавания мало чем изменились с той поры, когда был изобретен паровоз. Современная техника дает возможность обновить обветшавшие методы.

Можно позавидовать многогранности ЭЦВМ, которая уже сегодня (в крайнем случае завтра) сумеет выступить в качестве:

педагога; ,

корректора и сортировщика почты (научившись читать);

врача-диагноста (научившись распознавать и нлассифицировать бездну сведений о состоянии больного);

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Багульник

Рассказ

Кукареку!

Фельетон