Образ С. М. Кирова в театре

опубликовано в номере №522, февраль 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Читателям «Смены» знакомы персонажи нового романа Ильи Кремлёва - «Непобедимые», - отрывки из которого печатались в нашем журнале. Книга ещё не вышла в свет, но параллельно с работой над романом писатель создал на том же материале пьесу «Крепость на Волге». И вот «Крепость на Волге» поставлена Куйбышевским государственным драматическим театром. Центральный образ спектакля - Сергей Миронович Киров. Драматург вывел в пьесе ряд подлинных лиц, в том числе известного чекиста Георгия Александровича Атарбекова.

Пьеса посвящена конкретному историческому событию - ликвидации Кировым контрреволюционного мятежа в Астрахани в 1919 году и организации обороны Астрахани от белогвардейцев и английских интервентов. Мы встречаем в спектакле целый ряд волнующих эпизодов, известных нам из истории гражданской войны и биографии Сергея Мироновича Кирова. Но было бы неправильным предполагать, что пьеса И. Кремлёва представляет какое-то подобие документальной хроники. Можно сказать без всякого преувеличения, что Илья Кремлёв создал цельную и страстную партийную пьесу, которую наша молодёжь встретит с радостью и благодарностью. С большой художественной силой и тактом пьеса рисует мужественный и всепокоряющий образ незабвенного С. М. Кирова - друга и боевого соратника Ленина и Сталина. Пьеса показывает необоримую силу нашей партии, кровно связанную со своим народом и умеющую защитить интересы народа от любого врага. Правдиво и сильно пьеса демонстрирует патриотизм советских людей в действии - в напряжённый момент защиты революции.

Не всякому театру по плечу постановка такого ответственного спектакля, как «Крепость на Волге». И нужно сказать, к чести Куйбышевского театра драмы, что он прекрасно справился со сложной задачей.

Мы публикуем фотографии сцен спектакля, из которых видно, какого поразительного сходства с С. М. Кировым добился артист В. Кузнецов. Однако внешнее сходство ещё не решает дела. Заслуга артиста в гораздо большем: он сумел воспроизвести обаятельный образ Сергея Мироновича, раскрыть его духовное богатство, смелость мысли и дерзание, влюбленность в жизнь, личную скромность и беспредельное мужество, уверенность в победе.

Спектакль держит зрителя в постоянном напряжении.

Зритель понимает, что Астраханский фронт становится важнейшим участком фронта Красной Армии. От него во многом зависят судьбы молодой Советской страны. Астрахань наводнена всякими подонками общества - белогвардейскими и английскими шпионами. (Отметим кстати, что роль резидента английской разведки Недолина хорошо ведёт заслуженный артист РСФСР Н. Н. Колесников.) Местная парторганизация засорена троцкистским отребьем (роль троцкистки Вассерман убедительно исполняет артистка В. И. Броварская). И вот в этих сложных условиях провокаторские элементы поднимают мятеж, готовятся выполнить вражескую директиву Троцкого об эвакуации Астрахани. Но на страже Родины стоит Киров. Ему удаётся через верных людей информировать В. И. Ленина о положении дел в Астрахани и просить об отмене предательских директив Троцкого. Сергей Миронович подымает рабочих заводов Астрахани, волжские и прикаспийские промысла и сёла и превращает город в неприступную крепость обороны. Он руководит красной разведкой и разоблачает замыслы контрреволюции. В напряжённый момент борьбы С. М. Киров получает директиву Ленина: «Астрахань защищать до конца». И вот тогда-то Киров бросил пламенный клич: «Пока в Астраханском крае есть хоть один коммунист, устье Волги было, есть и будет советским!»

Театр в содружестве с драматургом сумел показать незримое присутствие в разгоревшихся событиях товарища И. В. Сталина. Зритель воспринимает действия Кирова как верного ученика и соратника Сталина. Вот типичный, характерный момент. В беседе с Лещинским С. М. Киров говорит:

«Нам нужна строго дисциплинированная армия, конечно, классовая, рабоче-крестьянская.

Лещинский. Ты повторяешь слова Сталина.

Киров. Я готов их сотни раз повторять...»

А вот разговор Кирова с начштармом Реутовым - бывшим генералом старой армии:

«Киров.... Всем нам, видимо, придётся стать знатоками военного дела. Кстати, возьмите Сталина...

Реутов. Наркома национальностей?

Киров. Правую руку Ленина, его заместителя по Совету обороны. Крупнейшего теоретика нашей партии и выдающегося стратега. Возьмите его царицынскую операцию... или анализ причин падения Перми...

Реутов (сухо). Не читал, не могу-с судить.

Киров (уверенно). Придёт время, прочтёте! (Меняя тон.) А ведь что ни говорите, чудесная у нас будет армия! Ей богу, будет!...»

Мы не имеем возможности подробнее сказать о персонажах спектакля. Отметим лишь, что театру удались почти все ведущие роли. Образы чекиста Атарбекова (артист М. Аренский), командира из рабочих Астахова (артист Н. Кузьмин), бывшего генерала Реутова (заслуженный артист РСФСР Шебуев) и его дочери Вареньки (артистка Д. Доросинская) созданы особенно правдиво и волнующе.

Поставил спектакль заслуженный артист РСФСР М. Гершт. Художник спектакля - Ю. Н. Бобичев.

Хотелось бы, чтобы пьеса Ильи Кремлёва была широко показана нашей молодёжи другими театрами нашей страны.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены