Образ Пушкина

О Любомирский| опубликовано в номере №555, июль 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

К числу славных успехов нашего театра в последнее время прибавился ещё один: волнующий образ Пушкина, созданный актёром В. С. Якутом в пьесе А. Глобы «Пушкин» на сцене Московского театра имени Ермоловой. Зритель верит, что перед ним живой Пушкин.

За двадцать два года своей сценической деятельности В. С. Якут сыграл шестьдесят ролей, большинство в современных пьесах. Одной из этапных работ актёра было создание образа советского молодого человека. Об этом мечтало всё наше молодое актёрское поколение, об этом мечтал и Якут.

Эта мечта осуществилась в 1946 году, когда актёр сыграл комсомольца Сашу Зайцева в пьесе «Старые друзья». Работа над образом Саши Зайцева особенно сильно развила то чувство ответственности, ту искренность и честность в работе, которые помогли актёру преодолеть большие трудности на пути к созданию образа Пушкина.

Самое страшное для Якута было, как бы не исказить, не оскорбить сложившееся в народе представление о Пушкине. Само собой разумеется, что многое в роли Пушкина было предопределено самим текстом пьесы. Однако актёр этим не ограничился. Он настойчиво искал новые пути.

Можно было лепить образ поэта, строго придерживаясь исторических документов, свидетельств современников. На них главным образом и опирается написанная А. Глобой трагедия «Пушкин», с начала и до конца пронизанная большой любовью и благоговением к поэту. В пьесе Глобы прежде всего выведен тот Пушкин, который отчаянно борется против великосветской черни, который изнывает под гнётом царя - деспота. Эта неравная борьба, в конце концов надломила поэта. Его всё время томят тяжёлые предчувствия. Всё это, конечно, отразилось и на внешнем облике Пушкина. Известен портрет работы художника Линёва, рисовавшего Пушкина в предсмертный период. У изображённого на этом портрете Пушкина потухшие глаза, пожелтевшее лицо, впалые щёки. Но Пушкин, которого все знают как солнце русской поэзии, никак не вяжется с тем представлением, какое дал о нём Линёв в своём портрете. В. С. Якут отверг этот натуралистический подход к образу поэта. Актёр сказал себе самому: «Назад, назад к Пушкину - лицеисту, к вечно молодому, жизнерадостному, неугомонному, неистовому Пушкину, к тому Пушкину, которого мы привыкли представлять себе по его произведениям и но портретам художников Тропинина и Кипренского». Глаза, говорят, - зеркало души. Опытные актёры знают, как важна для передачи настроений и чувств игра светотени в глазах. Кто внимательно рассматривал пушкинский портрет Кипренского, тот обратил внимание, что зрачок глаз поэта отливает особым сиянием. Эта лучистость глаз поражает нас и в созданном Якутом образе Пушкина. Эти глаза говорят о горении, о непрерывном творческом процессе, происходившем в Пушкине.

В. С. Якуту удалось показать в образе Пушкина большого мыслителя, пламенного патриота, великого гуманиста и борца за лучшие идеалы человечества, живого простого человека со всеми его чисто личными особенностями.

Победа, одержанная актёром В. С. Якутом, - прямое следствие тесной связи актёра с нашей современностью. Она показатель той огромной воспитательной работы, которую партия Ленина - Сталина вела и ведёт среди нашей молодёжи, и огромного чувства ответственности, осознанного нашей молодёжью.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Календарь "Смены"

Классик болгарской литературы