О теннисе большом и маленьком

Алексей Патрикеев| опубликовано в номере №921, октябрь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

У тенниса было много предшественников, но законодательно оформил эту игру в прошлом веке английский майор Винкфилд. Он составил правила, которые почти без изменений действуют и по сию пору. Новая игра, получившая название «лаун-теннис» (теннис на лужайке), прежде всего приобрела поклонников среди английской аристократии. Газоны, ранетки, сетки, мячи - все это требовало немалых денег. Естественно, простому люду такое развлечение было не по карману. С той поры так и пошло: теннис - аристократический вид спорта. Конечно, сейчас времена другие, И тем не менее отголоски этого предрассудка сохранились до наших дней.

Прежде всего попробуем ответить на вопрос, что же такое теннис. Мастер спорта сказал бы примерно так:

- Теннис - это игра, в которой нужны резкость, прыгучесть, скорость бега, быстрота реакции. Выработать в себе эти качества не просто. В наши дни теннисный поединок продолжается три-четыре часа. Четыре часа мощных ударов, выходов и сетке, погони за безнадежными мячами. Теннис требует атлетизма и трудолюбия. Пожалуй, ни в одном виде спорта моральные факторы не играют такой роли, как в теннисе. У футболиста на поле еще десять партнеров, на корте ты один. Ежесекундно меняется игровая ситуация, и ты один должен решать технические и тактические задачи. В игре равных побеждает тот, у кого крепче нервы. В теннисе много сложного. Но именно это в нем и привлекает.

А вот что скажет об этом виде спорта просто любитель, не имеющий разряда:

- Великолепная игра! Утром проведешь часок на корте - весь день отлично работается. Да и после работы неплохо встряхнуться.

Разумеется, это -деление условное. Между теннисом «большим» и «маленьким» нет пропасти. Сегодня ты новичок, а завтра, глядишь, сделал первый шаг к мастерству. И все сложные прелести «большого» тенниса есть, конечно, и в «маленьком».

А теперь давайте поговорим о нашем «большом» теннисе. В 1956 году советские теннисисты вступили в международную федерацию и начали встречаться с зарубежными игроками. На турнирах их принимали вежливо, гостеприимно, но серьезными соперниками не считали.

А вот за последнее время наша первая мужская ракетка Т. Лейус победил сильного новозеландского спортсмена Я. Крукендена, восходящую «звезду» австралийского тенниса К. Флетчера, игрока первой пятерки мира мексиканца Р. Осуну и других сильных спортсменов. Газетчики не замедлили присвоить Лейусу титул «низвергателя гигантов».

Тбилисец А. Метревели на недавнем Московском международном турнире выиграл у американцев Д. Делла и А. Фокса. Но, может быть, наши гости не так уж и сильны? Ничего подобного. А. Фокс - игрок первой десятки такой «теннисной державы», как США. С Д. Деллом А. Метревели встречался два года назад на том же московском турнире. И тогда в прессе появились похвальные отзывы об игре А. Метревели, поскольку он всего-навсего проиграл Д. Деллу «с достоинством». Да, времена меняются. Теперь к советским теннисистам перестали относиться с джентльменской снисходительностью.

Скептик может возразить:

- Экое достижение! Все равно Кубка Дэвиса наши не выиграли.

Действительно, не выиграли. Пока наши теннисисты одерживают лишь эпизодические, хотя и блистательные победы. Наш теннис вышел из детского возраста, но еще не стал мужчиной. Советским игрокам еще не под силу соперничество с командами Австралии, Англии, США. А вот, скажем, у чилийцев они выиграли. Семь-восемь лет назад о такой победе и мечтать трудно было.

Чего же не хватает нашим мастерам, чтобы взобраться на вершину теннисного Олимпа?

Было время, когда зрители скучали на играх, которые сводились к незамысловатой перекидке мяча через сетку. Болельщики ради развлечения считали, сколько раз каждый из противников отобьет мяч, пока наконец ошибка одного из них не принесет очко другому. Этот нудный теннис получил меткое прозвище - «качка».

Особенно трудно в играх с представителями глухой защиты приходилось молодым спортсменам. Пробовал было какой-нибудь задира атаковать - и натыкался на непробиваемую стену защиты. Он ошибался чаще соперника (ведь атака всегда связана с риском) и проигрывал. А затем делал выводы: зачем мне лезть на рожон? - и сам начинал «качать».

Но вот наши теннисисты вышли на международную арену. Огляделись и удивились. Зарубежный теннис совсем не такой, как у нас. Какая там «качка»! Пушечная подача - выход к сетке - очко. Быстро, эффектно, результативно. Восторг на трибунах, трескучие отзывы в прессе, заманчивые приглашения на турниры.

Нужно было принимать радикальные меры. Линия на активизацию игры принесла свои плоды. У нас появилась большая группа теннисистов, способных соперничать с зарубежными спортсменами. Мы научились играть с лета. Посмотрите, как действуют у сетки наши лучшие теннисисты А. Дмитриева, Т. Лейус - четко, уверенно, быстро. Не случайно советские игроки наиболее успешно проводят парные встречи. В парных играх, когда все четыре спортсмена нередко выходят к сетке и ведут пулеметную перестрелку, умение играть с лета приобретает решающее значение.

Итак, мы стали исповедовать современный теннис, под которым подразумевают прежде всего активную игру у сетки, удары с лета. Спору нет, атака - «соль» тенниса, как, впрочем, и любой другой спортивной игры. Означает ли это, что нападать можно, только играя у сетки?

Чтобы рассчитывать на стабильные успехи в международных соревнованиях, одного умения играть с лета мало. Во встречах «на высшем уровне» малейший пробел в теннисном образовании будет незамедлительно использован соперником. К сожалению, у наших игроков таких пробелов немало. Даже лучшие советские спортсмены не прошли полного курса наук. За примерами далеко ходить не надо.

Честь и хвала Лейусу за его победы за рубежом. На травяных «быстрых» кортах, когда игра с лета приобретает решающее значение, его технического арсенала хватало для того, чтобы добиться успеха.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены