О стихах Евгения Винокурова

А Яшин| опубликовано в номере №593, февраль 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Евгений Винокуров, как и многие из его сверстников, пришел в советскую поэзию с полей Великой Отечественной войны, и этот факт из биографии московского юноши лёг в основу большинства стихотворений его первой книги. Тяжесть ратного труда, перенесённые испытания в боях и походах и гордое сознание одержанной победы над врагом продиктовали поэту его песни о долге:

Я эти песни написал не сразу. Я с ними по осенней мерзлоте, С неначатыми.

по-пластунски лазал Сквозь чёрные поля на животе.

Е. Винокуров хорошо показывает новичков, впервые пришедших в армейское подразделение, следит за постепенным ростом выучки и дисциплинированности, отмечает их успехи и мягко и сердечно, уже как «ветеран», учит юношей, как нужно следить за оружием, как укладывать шинель в скатку. В стихотворении «В долгосрочный» Винокурову удалось передать большое чувство любви, пробудившееся в молодом солдате, к своим боевым друзьям, к своему подразделению, ставшему для него за годы службы как бы вторым домом.

... Распростившись с полком, солдат едет домой. Но по пути на вокзал он слышит - запела труба горниста, и так много добрых чувств и воспоминаний вызвала она в его душе, что:

... Солдат помрачнел. До платформы всего Каких-нибудь десять минут, А звуки за сердце схватили его И с места сойти не дают.

Героика войны, послевоенный быт и учёба Советской Армии, передача молодым солдатам боевого опыта старших товарищей по оружию, умение подчинить свою солдатскую жизнь требованиям воинских уставов - вот главное содержание книги «Стихи о долге». И в этом большая значимость этой книги о Советской Армии, об армии-освободительнице, стоящей на страже мирного труда советских людей, на страже мира во всём мире.

Первая книга Евгения Винокурова, бесспорно, заслуживает общей положительной оценки. Но следует отметить в ней и некоторые недостатки.

Описывая армейский быт, трудные переходы, железную дисциплину в армии, поэт нередко увлекается, и то, что просто трудно, начинает у него порой выглядеть тяжёлым, «суровые книги» воинских уставов кое-где нарисованы слишком суровыми. Но ведь речь идёт о Советской Армии, а в ней, как известно, твёрдая дисциплина основана на высокой сознательности бойцов, на глубоком понимании ими своего воинского, гражданского долга.

В некоторых солдатских стихах поэта нет необходимой окрылённости, нужных обобщений.

В одном из стихотворений Е. Винокуров как бы в осуждение неким поэтам говорит о том, что они, эти поэты, «пока сердце есть, чтобы песни петь», будут «писать про юность много-много лет», и, обращаясь к настоящему поэту «грозных дней», к поэту «в ушанке серой», призывает:

... Ты встань сейчас и расскажи потомкам,

Как в юности средь воющих снегов

Ты мёрз в полях, как в бой ходил, о том, как

Колол штыком и не писал стихов.

Это не совсем правильное ощущение нашей поэзии и нашей армии. Советских солдат не покидала поэзия и в грозные дни войны: у нас к штыку приравнено перо. Во время войны писали стихи и сами солдаты, и большая духовная жизнь характерна для советских людей в любых условиях, в любых испытаниях. В этом сила нашей армии, нашего советского общества.

Излишний «бытовизм» солдатских стихов Е. Винокурова, их «заземлённость»

помешали поэту сказать в полный голос о всемирно-историческом, международном значении одержанной нами победы над фашизмом и о той роли, которую теперь играет мощь Советской Армии в борьбе народов за мир.

Воспитательное значение советской литературы чрезвычайно велико, и поэтому тем выше должно быть у советских писателей и поэтов чувство ответственности перед своими читателями. Об этом неустанно напоминает нам наша партия.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены