О специалистах

П Рыбаков| опубликовано в номере №56, июнь 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

В НАРОДНОМ хозяйстве Советского Союза специалисты занимают важное место и играют большую роль. Да это и не может быть иначе.

На ранней ступени развития промышленности, когда производство носило кустарно - ремесленный характер, когда в каждой мастерской было занято два - три человека, работавших вручную, тогда, понятно, не требовалось пи особых организаторов производства, ни управляющих, ни инженеров. Труд был прост и несложен. Хозяин мастерской сам работал наравне со своими подмастерьями, одновременно исполняя обязанности организатора и руководителя мастерской.

Совсем другое дело теперь, когда производство стало машинным, а отдельные предприятия насчитывают в своих степях тысячи рабочих. Если мы возьмем какой - нибудь завод, то увидим, что здесь без инженеров и организаторов обойтись нельзя. Машины и станки, на которых работает рабочий, необычайно сложны. Постройка этих машин и вообще производство продуктов, будь то ситец или калоши, шоколад или ботинки - требует от руководителей специальных знаний по химии, физике, математике. Кроме того, каждый завод распадается на ряд цехов и отделений, в которых последовательно обрабатывается какой - нибудь продукт. Надо уметь связать воедино работу этих цехов, сделать так, чтобы они дополняли друг друга. Да и для каждого цеха требуется специальный технический руководитель (инженер, мастер), который расставляет рабочих так, чтобы процесс труда проходил без перебоев, чтобы каждый человек был на своем месте и точно и аккуратно исполнял бы порученную ему работу. Поэтому правильная организация труда на предприятиях имеет громадное значение. А она также требует знаний, уменья и навыка. Одним словом, современное производство покоится на научных основах и оно совершенно немыслимо без инженеров, мастеров, техников и всякого рода других специалистов. Это же самое можно сказать относительно транспорта и сельского хозяйства. Дальнейшее развитие сельского хозяйства невозможно без привлечения к делу армии агрономов. Таким образом, роль специалистов во всем нашем народном хозяйстве безусловно важна и значительна.

Промышленность буржуазии строилась и управлялась руками специалистов. Очень часто капиталист, владелец больших заводов, ни бельмеса не смыслил в своем производстве. Рассказывают, что один русский министр земледелия приехал в провинцию, и когда ему на поле показали пшеницу, то он с удивлением спросил: «А где же булки?» Этот пример немножко из другой оперы, но он также характерен и для крупных капиталистов, зачастую совершенно невежественных в своем деле. Это дело хорошо изучили и знали специалисты, - особый слой работников умственного труда, которые и работали вместо хозяев (за хорошую плату, конечно).

У нас после Октября хозяином промышленности стал пролетариат. Мы совершили Октябрьскую революцию для того, чтобы построить коммунистическое общество. Эта задача может быть выполнена только в том случае, если промышленность разовьется в громадной степени, сельское хозяйство будет машинизировано и т. д. Для этого (наряду с другими необходимыми условиями) нам нужны специалисты. Своих специалистов у рабочего класса еще очень мало. И это понятно: ведь, в старые буржуазные времена попасть рабочему в вуз было не легче, чем верблюду пролезть сквозь игольное ушко. Эти специалисты остались нам от старого строя, и мы должны их использовать в нашем строительстве. Теперь специалисты должны служить не капиталистам, с целью производства для них барышей, а всему пролетарскому государству; они должны работать на пользу рабочего класса и крестьянства. В этом как раз и заключается принципиальное различие в роли специалистов и их деятельности.

Конечно, наша цель - коммунизм. Но еще тов. Ленин говорил, что «если ставить вопрос так, чтобы мы руками чистых коммунистов, а не с помощью буржуазных специалистов, могли построить коммунизм, то эта мысль ребяческая». Наша Красная армия оказалась победительницей в борьбе с многочисленными врагами в значительной мере потому, что мы сумели использовать десятки тысяч бывшим офицеров - военных специалистов. Теперь перед нами новый, гораздо более обширный и трудный фронт - хозяйственный и культурный. И мы были бы круглыми дураками, если бы вообразили, что справимся сами с этой задачей. У нас есть желание работать, есть энергия, мы дьявольски выносливы и не боимся трудностей. Но этого еще мало. Для такого дела нужны большие знания и опыт. А у нас их нет, и в один год приобрести их нельзя. Вот почему Ильич говорил, что «нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил, и из нее построить социализм. Нужно взять всю науку, тех - ниву, все знания, искусство. Без этого мы жизнь коммунистического общества построить не можем. А эта наука, техника, искусство - в руках специалистов и в их головах».

Если вы откроете программу партии, принятую VIII съездом в 1919 году, то увидите, что уже тогда партия считала, что «задача развития производительных сил требует немедленного широкого и всестороннего использования оставленных нам в наследство капитализмом специя - , листов науки и техники»... В программе говорится далее о необходимости более высокого вознаграждения специалистов, а также о том, что их необходимо ставить, в обстановку товарищеского общего труда. В августе 1925 г. было напечатано особое постановление ЦК о специалистах. Совершенно естественно, что чем дальше идет развитие народ - ною хозяйства, тем большую важность приобретает вопрос о производстве квалифицированной рабочей силы вообще и высших специалистов во всех отраслях хозяйства - в особенности. С другой стороны, вместе с подъемом всей пашей хозяйственной жизни, среди самих специалистов нарастают симпатии к Советскому государству, сказывается все больше искреннего желания работать с нами не за страх, а за совесть. Совершается переход специалистов из лагеря только продающих свои знания пролетариату в ряды активных строителей социализма.

Сотни и тысячи специалистов принимают участие в общественной, профсоюз - ной и просветительной работе. На фабриках и заводах они особо важную и активную роль играют в работе производственных совещаний. Даже в деревне идет это втягивание специалистов в общественную работу. Комсомольцы устраивают по селам агрономические кружки, пункты агропомощи, организуют общества «Обновленной земли», куда привлекают в качестве руководителей специалистов - агрономов. По другим линиям идет втягивание в работу врачей, учителей и других специалистов на селе. Одним словом, в работе устанавливается правильное взаимное понимание, создается атмосфера товарищеского сотрудничества.

Однако у нас нередко сказывается еще непонимание в этом вопросе, бывают иногда нездоровые уклоны. Примером такого извращенного отношения к специалистам может служить прогремевшее на всю Россию дело о самоубийстве д - ра Гешелина. Д - р Гешелин был честным и преданным работником, горячо любившим свое дело. И вот, за то, что он осмелился высказать свое недовольство по поводу бюрократических действий одною «ответственного» коммуниста, его лишают службы в больнице и обливают потоками грязи и клеветы. Гешелин не выдерживает такой несправедливости и кончает самоубийством. Этот печальный случай показывает, что среди коммунистов есть еще люди, зараженные ком - чванством и не уяснившие себе необходимости внимательного отношения к специалистам. Можно было бы привести не один пример о том, как у нас иногда до сих пор со стороны рабочих (особенно молодежи) прорываются совершенно неправильные, спецеедовские настроения. Процветает огульная критика специалистов. Мы до сих пор еще далеко не все научились различать, где наш друг, где враг. Конечно, среди специалистов бывают и враги. Таких людей Советская власть судит и жестоко карает.

Но иногда бывает и так, что мы за специалиста по простоте душевной принимаем какого - нибудь шарлатана. В «Правде» сообщалась история с «Майзелем, который незаменим». Он выдавал себя за специалиста по экономике, технологии и еще каким - то важным наукам. Майзель - незаменимый человек: он работал в ВСНХ и СТО, вернее, ничего не делал ни там, ни здесь, а получал огромные оклады в обоих учреждениях. Таких лжеспециалистов нам нужно разоблачать и гнать в шею, но ни в коем случае не надо их смешивать с настоящими незаменимыми специалистами, которые честно работают вместе с нами.

Непосредственным и ближайшим спецом, с которым чаще всего сталкивается рабочий, является мастер. Как должен относиться рабочий к своему мастеру? Он должен, во - первых, учиться у него делу и, во - вторых, должен смотреть на него как на лицо, которое ответственно перед рабочим государством за порученное ему дело.

В некоторых отсталых слоях рабочих выдвигается лозунг равенства заработной платы. Эти уравнительские настроения направлены, прежде всего, против специалистов и прямым путем приводят к спецеедству. В эпоху военного коммунизма у нас было время когда все получали поровну. Что же из этого вышло? А получилось то, что мы растеряли почти всю квалифицированную рабочую силу, не говоря уже о специалистах. Каждый припомнит, что тогда очень часто инженер служил в должности регистратора, а мастер работал в качестве грузчика. Точно такая же картина получилась бы и теперь. Но тогда как же быть с развитием промышленности, с подъемом народного хозяйства, со строительством социализма? Если мы подойдем к оплате специалистов с этой точки зрения, то, безусловно, должны признать, что труд специалистов должен оплачиваться выше, чем труд простого рабочего. И это неравенство сохранится до тех пор, пока мы полностью не построим социализма.

В заключение необходимо отметить, что перед нами стоит огромная задача создания кадра своих красных спецов, вышедших из рядов рабочего класса и крестьянства. Это делают рабфаки и вузы, в которых обучаются десятки тысяч рабочих и крестьян. Для комсомольцев особенно полезно напомнить постановление XII партсъезда, гласящее: «Обучение технике должно быть для новых поколений не только вопросом специализации, но и делом революционного долга. В условиях рабочего государства весь тот энтузиазм, который расходовался ранее рабочей молодежью на революционно - политическую борьбу, должен направляться на овладение наукой и техникой. Нужно, чтобы учащийся, относящийся небрежно к занятиям, встречал к себе такое же отношение, как дезертир или штрейкбрехер в борьбе против буржуазии. Организация социалистического хозяйства для пролетарского авангарда - не карьера, а подвиг».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены