О скарлатине

Мелик-Пашаев| опубликовано в номере №67, декабрь 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

СНОВА Москва и Московская губерния стоят перед фактом несомненной вспышки скарлатинозной эпидемии. Вслед за не большим затишьем в летние месяцы, число заболеваний с начала осени резко пошло в гору скачками от недели к неделе и по размерам эпидемии напоминает нам грозный 1924 год, когда мы имели наибольшую вспышку скарлатины, не щадившей ни грудных детей, ни взрослых.

В дореволюционное время число заболеваний скарлатиной достигало также высокого уровня, при чем наиболее уязвимой была губерния. В настоящем году наибольшее число заболеваний приходится на город; это должно отчасти найти объяснение в скученности и тесноте. За 9 месяцев, включающих лето и весну, мы имеем уже 8.217 заболеваний, что дает нам основание ожидать сильной вспышки ее в зимние месяцы; при этом эпидемия этой зимы может превзойти эпидемию 1924 года. И, однако, несмотря на это, мы не имеем никаких оснований для преувеличенных страхов, тем более, что формы болезни значительно слабее и % смертности значительно ниже. Так, в 1925 году было госпитализировано в Москве 12.875 ч., из коих погибло от скарлатины 1.131, что составит 8,7% всех заболевших, в то время как из 8.653 госпитализированных в течение настоящего года умерло 580 человек, или только 6,7% всех заболевших. Заболевание скарлатиной с первого же дня протекает довольно тяжело - температура с первых дней достигает 38,5 - 39,5°, больной мечется, у него может быть однократная или двухкратная рвота, через день появляется сыпь - мелкими точечками, которая местами сливается, захватывая также лицо, которое представляется весьма характерным по контрасту между яркой краснотой щек и всего лица с мраморной бледностью губ, крыльев носа и подбородка. Обычно сыпь держится от 4 до 6 дней, после чего постепенно исчезает. Почти неизбежным спутником всякого скарлатинозного заболевания является скарлатинозная ангина, которая в некоторых случаях отличается тяжелым течением, напоминающим дифтеретическое заболевание.

Болезнь горла и высокая температура продолжаются обычно от 8 до 12 дней, после чего температура обычно падает, если болезнь не осложняется каким - нибудь присоединившимся воспалением, каковы воспаления среднего и внутреннего уха, почек, сердца и т. д. Только что перечисленные осложнения могут возникнуть как в течение всего острого периода болезни, так и в последующие 3 даже 4 недели, вот почему больной должен в течение всех 6 недель находиться в условиях больничной обстановки, надлежащего ухода, диеты и неослабного врачебного наблюдения.

Скарлатина, возбудитель которой, несмотря на старания ряда ученых, до сих пор не открыт, относится к заразным, довольно прилипчивым и легко передаваемым от одного к другому заболеваниям. И комната, в которой находился больной, экипаж, в котором его перевозили, одежда, вещи, игрушки, книги, даже пищевые вещества, как молоко и проч., - представляют величайшую опасность и угрозу для здоровья окружающих не только в разгар болезни, но также и даже, пожалуй, особенно в периоде выздоровления и шелушения, которое является наиболее опасным периодом в смысле заразительности.

Вот почему с первых же дней выявления болезни больные должны быть госпитализированы, т. - е. помещены в надлежаще оборудованные и обслуживаемые заразные больницы. Ни один скарлатинозный больной не должен оставаться дома.

Братья и сестры больного, а равно и все общавшиеся с заболевшим дети должны выдерживаться от 10 до 14 дней дома, ибо скрытый период болезни может продолжаться в среднем 8 - 12 дней, по помещении больного в госпиталь необходимо позаботиться о надлежащей дезинфекции (парами формалина, убивающего заразное начало скарлатины), для чего необходимо вызвать районного или участкового санитарного врача, по нарядам и заданиям которого специальные отряды дезинфекторов в течение одного дня производят надлежащую дезинфекцию.

В заключение считаем нужным указать, что, несмотря на то, что мы до сих пор еще не сумели открыть возбудителя скарлатины, в нашем распоряжении имеются ценные изобретения для предупреждения и лечения скарлатины. Мы имеем в виду скарлатинозные сыворотки - профилактическую, предохраняющую от заболевания и лечебную сыворотку, прерывающую болезнь в несколько дней и, что интереснее всего, предохраняющую от различного рода тяжелых осложнений.

Значение предупредительной скарлатинозной сыворотки, которая в последние годы применяется в школах, детдомах и проч., предохраняет в большинстве случаев от заражения, и в тех случаях, где, несмотря на прививки, все же заболевают скарлатиной - болезнь протекает в легкой форме и почти без всяких осложнений. Так, на 1.000 детей не привитых заболевает 18,7 человек, а на то же число привитых - только 5,8, т. - е. заболеваемость почти в 3 раза меньше у привитых, по сравнению с не привитыми. Смертность у не привитых на 1.000 человек = 1,8, а на 1.000 привитых - только 0,05, т. - е смертность меньше в 35 раз. Прививки производятся обычно трое - кратно и сохраняют свое действие в течение года. Еще более эффектно действие лечебной сыворотки (диковская), прерывающей болезнь, предохраняющей от осложнений, особенно в тех случаях, где она была применена не позднее 2 - 3 дней от начала заболевания. Сыворотка эта имеет один недостаток - это тяжелая, порой «сывороточная болезнь», характеризующаяся высыпанием (крапивница) и зудом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Из тьмы веков

Изучение древностей юга СССР