О семье прошлого, настоящего и будущего

Э Норов| опубликовано в номере №67, декабрь 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

I

В судебных отчетах, на страницах юмористических журналов, на широких публичных диспутах, на только что закончившейся сессии ВЦИК - в жарких спорах, где словесные стрелы чередуются с тяжеловесными ударами жизненных фактов, всюду вопросы семьи и брака занимают наше внимание. Новая семья еще не сложилась окончательно. Еще сохранились охвостья прежней рабской скованности женщины. Еще часто самодурствует, втаптывает в грязь достоинство женщины, пытается хищнически воспользоваться ею обнаглевший самец - мужчина. Но эти отдельные разнузданные последыши старого быта все крепче и крепче чувствуют на себе пяту советских законов - о браке. Они ежатся и трясутся под суровым и бдительным оком советской общественности, которая, не в пример буржуазному общественному мнению, всегда на стороне угнетаемой и оскорбляемой женщины. И если новая семья еще не сложилась, то от старых крепостнических отношений мужчины к женщине бесповоротно отнята лицемерная поддержка «закона» и «общества».

Достаточно указать, что по царскому законодательству развод допускался лишь в трех исключительных случаях: при безвестном отсутствии одного из супругов в течение 5 - ти лет, при неспособности одного из супругов к половым сношениям и при доказанной свидетельскими показаниями очевидцев измене.

Такими проволочными заграждениями была закрыта дорога к разводу.

Нынешняя статистика разводов показывает, что большинство разводов падает на ранние, необдуманные, тяготящие обе стороны, браки. По мудрому умыслу законодателей, тот, кто раз ошибся, должен был каяться вечно. Можно было, конечно, не посчитаться с законом и развестись явочным порядком, не оформляя развода. Но тут на сцену выступала озлобленная мещанская травля всякого «гражданского» брака. Мало того, дети от нового брака считались «незаконнорожденными». Развод в царское время был настолько затруднителен, обставлен такими позорными и унизительными условиями, что к нему прибегали гораздо реже, нежели сейчас. На этом основании вздыхающие о прошлом бабушки и тетушки умилительно отзываются о высоком уровне «дореволюционной» нравственности. Но мнимая прочность буржуазных браков, браков «в церкви», а «не так, как у вас в Загсе», легко исчезает, аки дым, если мы заглянем внутрь семьи.

Внебрачные половые связи для буржуазного общества являются необходимым дополнением шаткого и лживого официального брака. В конце прошлого века в Дрездене вышла брошюра доктора Северуса: «Проституция и государственная власть», которая признает проституцию спасительным средством даже против революции! «Большая часть нужды, - поучает Северус, - существование которой в настоящее время создает такие плохие социальные условия, происходит от того, что браки заключались необдуманно, без взвешивания вопроса о средствах для необходимого жизненного существования. В интересах государства, чтобы такие браки не заключались, так как рождающиеся от них дети, о содержании которых родители не могут заботиться, и которые, как дети законные, не попадают в воспитательный дом, угрожают безопасности общества. И проституция предохраняет от браков, заключенных под принуждением естественного закона, от браков, ведущих к умножению в народе элементов, которые становятся врагами общества, так как нужда лишает их воспитания, а безрадостная юность порождает враждебное государству настроение». Проституция - рассадник венерических болезней, одно из унизительных проявлений женского рабства, для буржуазии - всего лишь учреждение, необходимое для поддержания общественной нравственности! Конечно, вопреки всем лживым утверждениям, проституция обслуживает не только холостяков, но и женатых людей. Помимо проституции, внебрачные половые связи выражаются в постоянных взаимных изменах супругов, описанию которых посвящены сотни и тысячи рассказов, пьес и романов на всех языках мира.

Буржуазное общество, пожалуй, недалеко ушло от той всеобщей общности жен и мужей, которая имела место на ранней заре исторического существования человека. Подлинные отношения только скрыты за занавесом лживой морали, покрыты дешевой позолотой.

II

Пролетарская революция несет освобождение не только мужской, но и женской половине трудящегося человечества. Она не могла не зачеркнуть старых законов о браке, каждой буквой своей издевавшихся над женщиной, и часто не менее тягостных и для мужчины. Полетели вверх тормашками все статьи законов о «незаконнорожденных», все препоны для развода, вся эта обветшалая и заржавевшая система.

Но новые основы быта и семейных отношений нельзя возвести по мановению волшебной палочки. Оттого и по сию пору не отзвучали споры о браке и семье.

- Какая семья нужна пролетариату?

- Какой брак наиболее целесообразен?

На последней сессии ВЦИК обнаружились значительные разноречия по этим вопросам. Коренным вопросом являлся брак. Обязательно или необязательно должен регистрироваться брак, понимать ли под браком всякие половые связи, сохранять ли материальную ответствен - кость для супругов при незарегистрированном браке? ВЦИК решил все эти вопросы в духе коммунистического, революционного понимания наших задач по строительству новой семьи.

Регистрацию брака нельзя делать обязательной - сказал ВЦИК. Сторонники обязательной регистрации метали громы и молнии по поводу непрочности наших браков. Если ввести обязательную регистрацию, если создать искусственную привязь для су - прутов, браки станут менее хрупкими и скоротечными. Так ли? Ведь и советский зарегистрированный брак очень легко расторгнуть. Государство наше не принуждает супругов к сожительству только потому, что они расписались в злополучной книге Загса. Значит, нужно запретить разводы. Но, ведь, это означает не прогресс, не улучшение теперешних семейных отношений, а стремительное движение вспять, к тихой пристани дореволюционных законов о браке. Конечно, запрещение разводов несовместимо с нашим пониманием брака, как добровольного союза. С другой стороны, требование обязательной регистрации ставит под знак вопроса так называемые фактические браки. Должен ли нести материальную ответственность за незарегистрированный брак какой - нибудь Дон - Жуан нашего времени? Почему ребенок должен страдать в том случае, когда родители живут в незарегистрированном браке?

Супруги несут ответственность за последствия и незарегистрированного брака, и незарегистрированный брак создает обязательства взаимной материальной поддержки для супругов. Конечно, поддержки не «до скончания века», а ограниченной определенным сроком. Ради формы нельзя попирать ногами живого человека. Оттого, что отсутствует запись в Загсе, брачные отношения не терпят никаких значительных изменений. Эта формулировка была достигнута также с боями. Не потакаем ли мы, таким образом, неосторожности в половых связях! Не покровительствует ли закон беспорядочному половому общению? Подобные сомнения несомненно какой - то сложной системой передаточных колес связаны с настроениями той мужской части населения, главным образом, имущей, которая особенно тяжело переносит материальное возмездие за свои мужские «шалости». Женщина изображается соблазнительницей, а мужчина - робким, слабым существом, который безропотно клюет на удочку. Совсем по проповеднику первых веков христианства Тертуллиану, который восклицал: «Женщина, ты должна постоянно ходить в печали и лохмотьях, с глазами, полными слез раскаяния, чтобы заставить забыть, что ты погубила человеческий род. Женщина, ты - врата адовы!» На самом деле признание бесправным незарегистрированного брака только развяжет руки всем, кто привык смотреть на женщину, как на средство удовлетворения своей похоти. Ссылки на то, что взысканием средств на содержание ребенка злоупотребляют, совершенно беспочвенны. Государство не может вычеркнуть из списка своих подзащитных детей, рожденных в незарегистрированном браке. Но государство не может принимать на себя и обязательства содержать их. Да и с какой стати делать подобный подарок всем развратникам?

Но зачем же тогда вообще регистрация?

Регистрация является бесспорным доказательством брака. Она делает явными и не требующими дополнительного судебного следствия брачные отношения супругов.

Браком нельзя считать всякое, половое сношение. Нужны определенные условия, выражающиеся в длительности связи, общности имущества, наличия детей и т. п. для того, чтобы половая связь превратилась в брак.

Смысл решений ВЦИК не в том, чтобы установить таксе отношения, какие будут годны и завтра, и через 20 лет, и во времена коммунизма. Решения ВЦИК направлены на то, чтобы дать отпор сегодняшним стремлениям обесправить женщину, чтобы обеспечить на сегодня правильные и равноправные отношения между полами.

III

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены