О чем рассказывал доверенный...

И Горелик| опубликовано в номере №546, февраль 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

В маленькой, тесной комнатке одного из вновь выстроенных корпусов Московского завода шлифовальных станков заседал комсомольский комитет. Это было в самом начале второй пятилетки. Из окон комнаты, где собрались комсомольцы, виднелись леса строящихся цехов.

Заседание вёл высокий, коренастый, широколицый парень, секретарь комсомольской заводской организации Гриша Поляков. А напротив председателя, у самой стены, стоял скромный, даже застенчивый паренёк с умными, вдумчивыми чёрными глазами. Это был токарь из второго механического цеха Павел Быков. Его сегодня принимали в комсомол.

Ему только недавно минуло двадцать лет. За его спиной лежал очень небольшой жизненный путь, так что и рассказывать особенно нечего было. Родился в бедной крестьянской семье. Теперь родители - колхозники... Сам он увлекался рабочим ремеслом, потому и пошёл на завод. На этом предприятии работает год с небольшим... Вот, кажется, и всё.

- Нет, не всё... - сказал тогда секретарь комитета Григорий Поляков. - Ты расскажи нам теперь другую часть твоей биографии, Павлуша. Ты расскажи, как это тебе удаётся резать металл со скоростью сто метров в минуту?

Сто метров в минуту! В ту пору на заводах ещё не знали чудесных твёрдых сплавов. Двадцать метров в минуту - это понятно; сорок, шестьдесят - великолепно! Но сто метров в минуту - тут уж какое - то волшебство!... Ну - ка, пусть Быков из второго механического расскажет комитету, как это у него так получается...

Молодой токарь отвечал. Он очень волновался. Но что тут удивительного, если волновались даже те, кто его только слушал! Шаг за шагом увеличивал он скорость резания, опыт за опытом проделывал на своём токарном станке. Он хотел внести и свой вклад в Сталинскую пятилетку, потому что любит Родину, предан партии и комсомолу. Сто метров в минуту, говорите, это хорошо? Придут ещё дни, мечтал он, когда и он и другие такие же советские ребята покажут и двести и триста метров, в минуту...

Это было пятнадцать лет тому назад. И вот теперь, в февральские дни пятидесятого года, на трибуне многолюдного собрания стоит секретарь партийного комитета известного всей стране Завода шлифовальных станков Григорий Никитич Поляков. Он доверенное лицо. Ему поручено рассказать о кандидате в депутаты Верховного Совета СССР - прославленном токаре - скоростнике, лауреате Сталинской премии Павле Борисовиче Быкове.

В притихшем затемнённом зале напряжённая тишина. Пятнадцать лет - большой ли срок? Давно ли молоденький токарь из второго механического не мог набрать фактов и для десятиминутного рассказа о своём жизненном пути? А вот теперь о нём, о его творческих поисках можно говорить часами, и всё ещё останется многое нерассказанным.

Говорит доверенное лицо, и кажется, будто листаются страницы интереснейшей повести, в которой героем обыкновенный, рядовой советский человек.

Мы видим, как над небольшим токарным станком, в одном из четырёх пролётов светлого корпуса механического цеха, склонился токарь. Он пытливо всматривается в изделие. Как идёт точение? Нет ли на детали «ряби», того, что токари называют дроблением? Как «стоит» резец, выдерживает ли он невероятную нагрузку, заданную ему рабочим?

Нет, всё идёт гладко. Шестерёнка (сегодня это шестерёнка, завтра - фланец, вкладыш, гильза под подшипники качения) блестит, как полированная. Павел Быков смотрит на шпиндель, вращающийся с необыкновенной быстротой. Отлично! Скорость резания - 200 - 250 метров в минуту. Таких результатов пока добиваются только в лабораториях институтов. А он сумел достичь их в заводских условиях.

Отлично? Что же хорошего в том, что некий московский токарь ставит рекорды! Вот если бы десятки, сотни токарей могли резать с такой скоростью, тогда другое дело!..

Эта мысль не даёт ему покоя. Он охотно показывает свои методы друзьям по цеху. Он совершенствует один процесс за другим, он задумывается над перестройкой всей технологии.

Начинается война. Уходят на фронт многие квалифицированные рабочие. В цех приходят «зелёная молодёжь», ремесленники, женщины, никогда не видевшие производства. Вот если бы их обучить скоростному резанию, тогда можно было бы сказать, что токарь Быков широко передаёт свой опыт...

С удивлением смотрят молодые рабочие за тем, как работает на станке Павел Борисович Быков. Какая поразительная точность движений, какой чёткий ритм! Ни одного лишнего поворота, ни одной потерянной секунды. Он управляет сложным станком с изяществом дирижёра симфонического оркестра.

Тогда - то и создаёт Павел Борисович из комсомольцев свою фронтовую бригаду, из которой потом вышли такие выдающиеся мастера, как Аркадий Липкин. Тот начинал свой путь с работы на грубообдирочном станке, а дошёл до тончайшего прецизионного ставка, работающего с точностью до 0,02 миллиметра.

Быков разрабатывает свою собственную технологию. Самые сложные операции он расчленяет на несколько простых, мелких. Теперь обработку сложнейшей детали может производить не только высококвалифицированный токарь, но и тот самый юный ремесленник, что только недавно стал самостоятельно управлять станком. И уж эту несложную обточку какой - нибудь одной части детали ремесленник сможет делать при очень высокой скорости резания.

И как - то вдруг оказалось, что вокруг Павла Борисовича Быкова появилась целая поросль молодых токарей - скоростников, обязанных своим мастерством ему, автору новой технологии обработки деталей. Когда это случилось? Как это произошло? Он и не успел заметить, как десятки людей стали называть его своим учителем.

А учитель и сам учился. Он читал книги по социальным наукам, по истории партии, глубоко вникал в техническую литературу по точению металлов, - жадно вслушивался в рассказы об опыте других токарей - скоростников.

Вот ленинградец - комсомолец Борткевич, токарь со станкостроительного завода имени Свердлова, достиг скорости резания в семьсот метров в минуту. Что ж, посоревнуемся с ним! Он затачивает резец под отрицательным углом. А я нет, я пока от своей заточки не отступлю. Он старается совместить несколько операций в одну. Любопытно! А я буду делать по - своему: расчленять операции на возможно большее количество дробных, простых... Это и есть соревнование. Это и есть творчество. Разными путями пойдём мы к скоростному резанию, разными методами, но с единым желанием как можно скорее выполнить наши планы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Твои товарищи

Г. Солнечногорск, Завод имени Лепсе