О чем мы спорим

  • В закладки
  • Вставить в блог

В спорах рождается истина. Это сказано не без оснований. Недаром так живуча эта древняя пословица.

Спор опору - рознь, разумеется. Бывают споры, похожие на бенгальский огонь, холодный огонь, который не греет и ничего не может зажечь. Участники подобных споров обычно больше всего заботятся о том, чтобы поразить оппонента звонкой цитатой, блеснуть эрудицией, ошеломить красноречием... Но не об этом сейчас речь, хотя такие опоры можно очень часто услышать в школьных коридорах, на переменах, да и на уроках.

Мы говорим о хорошем, горячем, товарищеском споре, который по-настоящему волнует и может обжечь неожиданным открытием, истиной доселе ускользавшей. Мы говорим о прямом, искреннем споре, который заставляет работать мысль, делает человека умней, приводит его к книжной полке, заставляет больше узнавать, шире думать, толкает его на живое, хорошее дело. В таком споре не может быть места ложному самолюбию, которое мешает человеку, заставляя его упорствовать в своей неправоте.

Хороший Спор только помогает лучше работать, учиться, правильно действовать.

Именно таково большинство споров, записанных московскими школьниками и напечатанных на этих страницах. Возможно, у читателей найдутся возражения против отдельных суждений и выводов. Ну что ж, в таком случае спор можно продолжить.

Недавно был спор о влиянии случайностей «а жизнь человека.

- Бывает, - сказал один, - что ничтожный случай изменяет всю жизнь, всего человека. И получается, что случай определяет жизнь.

Другие возражали: плох человек, который поддается влиянию ничтожного случая и плывет по течению, а не борется.

Третьи добавили, что слабым надо помогать в борьбе со случайностями, которые мешают человеку. С этим согласились все.

- В дружбе не может быть равноправия, - заявил как-то Олег (надо оказать, что его заявления всегда отличаются безапелляционностью), - всегда один из друзей слабей, другой сильней, один глупей, другой умней; всегда один подчиняется, другой подчиняет, один дает, другой получает. Из этого я делаю вывод...

- Стой, стой, прежде чем делать вывод, надо доказать правильность первого твоего тезиса. Что это за неравноправие? Откуда ты это вычитал?

- Не вычитал, а вижу на каждом шагу. И нечего вопить: по-моему, это вполне логично.

Он стал приводить примеры из жизни нашего же класса. И действительно, получалось так, что в каждой паре друзей один был в чем-то слабей другого.

Споры шли в большую перемену, и еще одну перемену, и еще по пути домой.

Последнее слово осталось за Виктором, оно было произнесено где-то у Даниловского рынка, куда мы забрели, не разбирая дороги, в пылу спора:

- Конечно, бывает, что сильный покровительствует слабому. Больше того: бывает, что тот, кто сильней, пользуется этим и подавляет товарища, может быть, даже унижает его. Но кто сказал, что это-то и есть дружба!? Что касается меня, то я не хочу иметь друга, который бы снисходил до меня, и еще меньше мне нужен такой, который бы мне подчинялся. Я готов пожертвовать для друга всем, что не идет против моей чести и совести, и требую от него того же. Я готов оказать ему любую помощь и принять от «его, не боясь, что это покажется кому-нибудь проявлением слабости... Иначе я себе дружбу не представляю.

Когда прочитаешь или услышишь о каком-нибудь героическом поступке, всегда примеряешь его к себе: а я бы мог так, а не струсил бы я? Может быть, это по-детски, «о мы даже коллективно обсуждаем это.

Как-то мы прочли в газете, не то в журнале о подвиге одного красноармейца-разведчика. Однажды ночью, заблудившись, он попал в окружение противника, «о проявил необычайное присутствие духа и только благодаря ему сохранил жизнь и выполнил приказ.

Один из нас сказал:

- Честно говоря, я бы на его месте, наверно, струсил. Вы представьте только: глухая, темная ночь, и ты один и не знаешь, где свои, где чужие. Нет, можете меня презирать за это, но мне кажется, что я бы праздновал труса.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В гимназии

Из юношеских лет Ильича