Нужно ли так поступать?

опубликовано в номере №108, август 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

В № 12 «Смены» редакция, основываясь на имеющихся в ее распоряжении материалах, поставила вопрос: следует ли начинающим писателям из молодежи, еще не имеющим достаточной подготовки, но возгоревшимся желанием творить, тотчас же бросать производство?. «Нужно ли так поступать?» - спрашивала редакция, сообщая читателям несколько фактов.

С настоящего № начинаем печатать наиболее интересные отклики читателей.

О двух разновидностях

Штейвас

ПО - МОЕМУ, вопрос: «Нужно ли так поступать?» связан с двумя совершенно противоположными явлениями: повышением культурного уровня рабочей молодежи и стремлением «прославиться».

Художественная литература, газеты, журналы и т. д. получили широкий доступ в среду рабочей молодежи, и поскольку они поднимают животрепещущие вопросы - вопросы быта, жизни, они находят отклик в этой среде. Рабочая молодежь стремится сказать свое мнение, поделиться, она втягивается в «письмо» пишет очерки, рассказы, и, в конце концов, для целой прослойки молодежи это занятие начинает казаться первостепенно важным.

Рабочий парень бросает производство, бросает молоток и берется за перо.

Тут и начинается «трагедия». Желудок просит есть, а в кармане хроническая пустота. Как тут поступать?

Работу бросать нельзя - это надо помнить каждому. Бросил работу - пропал. Не каждому дано быть Горьким. Если же литературный труд настолько прельстил парня, что кажется ему неотрывной частью его жизни, то тут выход прост - надо учиться. Для этого есть рабфак и ВУЗ, и курсы.

Другая и вредная разновидность «начинающих» это те, которые хотят прославиться. Надоела парню «будничная» жизнь, захотел он «прогреметь» и вот написал на - авось стихотворение или рассказ. А редакция, из жалости ли или из - за недостатка материала взяла да и напечатала, а парень возомнил себя гением. А вскоре поднимаются крики - «помогите комсомольцу - рабочему, который не может найти линию»...

Что целесообразнее?

Ан. Ефименко

Нужно ли так поступать? Со всей категоричностью отвечаю. Нет, не нужно. Парень, бросающий станок, шило, верстатку или руль трактора, и избирающий поэзию как средство к существованию - человек ослепленный.

Литература только тогда может дать средства к существованию, когда за тобою не 2 - 3 стихотворения, не пара рассказиков, а книги, которые читаются, о которых хорошо отозвалась критика, и издатель не бегает от тебя, а ловит.

Поэт не может быть ремесленником, потому что стихи не только сочиняются, но и переживаются. А если такие «не пережитые» стихи напечатать, то в лучшем случае читатель останется равнодушным, в худшем - выругает не столько поэта, сколько редакцию, поместившую такие стихи. Всегда же ощущать подъем невозможно. Даже величайшие поэты знали периоды упадка в творчестве и избегали писать с их появлением.

У тебя тяга к поэзии и к литературе вообще; ты считаешь себя способным посредством слова заразить читателя пережитыми тобой эмоциями, способен создать новые образы, но при чем же здесь станок, верстатка или грабли?

Разве, работая за станком, писать и совершенствоваться нельзя, разве писать и совершенствоваться можно только замкнувшись в свою скорлупу, отойдя от коллектива, не участвуя в стройке?

Разве удастся правдиво спеть о жизни коллектива, оторвавшись от его жизни? О рабочем - не живя с ним? О ритмике и четкости работающих машин, не видя и не слыша их? Никогда. Такая песнь будет фальшивой.

Что лучше и целесообразнее: бросить все и затем непризнанною тенью бродить по редакциям, проклиная весь мир, или остаться на работе, ограничить свои потребности и организовать свою жизнь так, чтобы и творчеству выкраивалось и время и силы? Мне кажется, что последнее правильней.

Мания поэтического величия

А. Чистяков

Передо мной статья, в которой рассказывается печальная жизнь двух поэтов - неудачников. Правда, один из них, кажется, уже успокоился и вернулся на производство, но другой, как бы захлебываясь, взывает о помощи.

Крик этот больной, надорванный, и неудивительно: человек бросил работу, может быть, сидит без денег, а главное не достиг славы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены