Нужен ли городу театр?

Алена Солнцева| опубликовано в номере №1427, ноябрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

В кабинете завлита театра хранятся аккуратно подшитые вырезки — все, что напечатано о театре. Анализ местной прессы не входит в задачи данной статьи, однако должна признаться, что никаких симптомов неблагополучия я, читая более или менее хвалебные рецензии на отдельные спектакли, заметить не смогла. Понять, что представляет собой театр, по стандартным и гладким фразам, оценивающим, как правило, содержание и сюжет спектакля, просто нельзя. И только в газете «Приокская правда» была сделана попытка поговорить о насущных проблемах, появилась статья «Кочевники поневоле», посвященная аварийному состоянию здания театра. Готовилась в то время, а сейчас уже напечатана и статья, в которой речь шла о странных обстоятельствах внезапного увольнения главного режиссера. Однако, если судить по данной ситуации, авторитет местной печати в области невысок. Во всяком случае, никакой реакции на достаточно серьезные вопросы, поставленные газетой, не последовало. Кроме, пожалуй, одного — обвинений ее автора зав. отделом пропаганды «Приокской правды» Г. Черновой в личной заинтересованности и пристрастности. Таким образом, и пресса не оказалась той силой, которая могла бы формировать общественное мнение и как-то влиять на развитие театральной ситуации в городе.

Остается еще одна возможность — общественные организации, и прежде всего комсомол, поскольку речь-то идет о ТЮЗе. В структуре обкома ВЛКСМ отдела культуры просто нет, есть отдел пропаганды и культурно-массовой работы, который и занимается театрами заодно со всем прочим. И, что важно, в обкоме считают, что заниматься театром они должны, вот только, видимо, не знают, как. Тут начинаются разногласия. В обкоме говорят, что их представители в театре бывают, премьеры смотрят, актеры же обижаются, что никого из них в зале не видят. Вывод можно сделать только один: актеры не знают представителей обкома и горкома комсомола в лицо. Иначе как же?

Помогал ли комсомол ТЮЗу? Да. В чем выражалась помощь? А приходил директор, приносил билеты, просил помочь в распространении. Помогали, причем с большим трудом, потому что секретари местных организаций отказывались эти билеты брать. Приходилось «давить на сознательность», уговаривать, короче, делали не свою работу, трудились, мучились, а вот поднять тревогу по поводу нежелания молодежи идти в свой театр, попробовать понять, в чем тут причина, найти способы изменения ситуации не смогли: то ли умения не хватило, то ли желания. Пока же обком комсомола на театр обижен. Могла бы молодежь театра быть и поактивнее, пришли бы, пожаловались, глядишь, совместными усилиями что-нибудь и придумали бы, а то что же, даже в смотре самостоятельных работ уже два года не принимают участия. А какие там самостоятельные работы, когда жить негде, над головой крыша валится, а внутри коллектива едва ли не гражданская война?..

В общем, как говорит пословица: «Куда ни кинь, всюду клин». Видно, правы актеры ТЮЗа, жалующиеся на то, что работают «как в вакууме». На словах-то вроде все всё понимают, а на деле — полное равнодушие. Но ведь даже когда собаку в доме заводят, то отдают себе отчет, что не только радости с ней прибавится, но и забот тоже. А тут театр... Быть может, он городу не нужен? Положено по рангу, так пусть будет, а каков он, не наше дело? Не случайно вот уже много лет обсуждается положение о ликвидации в некоторых городах стационарных театров: пусть имеют хорошо оборудованную площадку, куда будут приезжать на гастроли разные труппы. Останавливает соображение о духовном климате города. Дескать, беднее он будет без театра.

Но зачем же так круто, могут возразить мне. Ведь Рязань — вовсе не такой уж нетеатральный город. С ТЮЗом, конечно, сложности, зато как хорош театр кукол! Построили ему недавно красивое, новое здание, даже гостям показываем с гордостью. А билеты не достать, только через кассу по предварительной продаже. И ходит туда весь город: и дети, и взрослые. И так вот уже года три, с тех пор, как пришел туда главным режиссером В. Шацкий, молодой, энергичный, резко обновил репертуар, создал свою интересную афишу, принес новые современные средства театральной выразительности...

Но осторожнее! Критический срок еще не пришел. Вспомним-ка судьбу ТЮЗа. Конечно, хочется верить, что повторить этот печальный путь театру кукол не придется, что союз его с городом окажется плодотворным и прочным и сегодняшнему благополучию не будет конца. Но не слишком ли дорогой ценой обходится нам привычка к оптимистичным финалам?

Что касается инцидента с режиссером С. Кузьминым, то его делом, а заодно и ситуацией в управлении занялось Министерство культуры РСФСР.

Кузьмин назначен главным режиссером другого ТЮЗа. Подписавшиеся под письмом в редакцию актеры, которых «попросили уйти» из театра, восстановлены. Хочется верить, что после опубликования статьи многое будет исправлено, справедливость восторжествует и рязанский ТЮЗ начнет новый этап. Но сколько можно ездить за правдой в Москву? А есть ли у города — не у управления, не у обкома, не у его секретарей, а у города Рязани — свое мнение?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Полынь

Рассказ

Прыжок

Девять парней одного призыва. Глава четвертая