Николай Дроздецкий

Борис Левин| опубликовано в номере №1388, март 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Спортивный автограф

«Через тернии — к звездам победы». Нет сегодня в нашей хоккейной сборной спортсмена, жизнь которого явилась бы столь же ярким воплощением этого девиза на пути к цели, как у Дроздецкого.

Ему было всего 18 лет, когда он уже играл в составе первой тройки команды СКА. И был отчислен... Так бывает — тренер и хоккеист не сошлись характерами. Не всегда легко отстаивать свое мнение... Допускаю, что он был молод и мог ошибаться. Но тренер — прежде всего педагог, и он обязан (именно обязан) учить не только технике и тактике игры, но и законам нашей морали, законам жизни. В споре идей отчисление похоже на акт капитуляции. Словом, уже популярный в Ленинграде Дроздецкий оказался вне хоккея.

Соблазнов предостаточно, и большинство из них — враги спорта. Но он выстоял, не поддался, год играл за свой коллектив физкультуры, а затем принявший команду Н. Пучков вернул его в большой хоккей.

...Он уже был двукратным чемпионом мира, показывал игру высокого класса, когда тренер В.Тихонов исключил его из состава сборной, которой предстояло играть на чемпионате мира в 1983 году в ФРГ.

— Нет, он не нарушал режим, но ему есть о чем подумать. Характер, сила воли и любовь к хоккею должны победить в нем, и мы увидим нового Дроздецкого, — сказал тогда В.Тихонов.

Сам Николай по этому поводу высказался так:

— Я мог бы ответить стандартной фразой, что тренерам, мол, виднее, кого брать в сборную. Но от себя не убежишь, и я обязан быть честным сам с собой. Мучительным был для меня тот период. Много передумал о жизни прошедшей и будущей. Я уже был главой семьи из четырех человек и дал слово самым дорогим людям, что вернусь в сборную. Виктор Васильевич был прав: он требовал от меня иной игры, иного жизненно го стиля, если хотите.

Назовем урок тренера жестоким, но жизнь подтвердила его правоту: он боролся за Дроздецкого-лидера, и они оба победили в этой борьбе.

А началось у Николая все так же, как у большинства мастеров нынешнего поколения. Он играл в турнирах «Золотой шайбы» и уже в 11 лет получил первую золотую медаль за победу в финальных соревнованиях чемпионата Ленинграда. Сегодня в коллекции его наград (всего у Дроздецкого 17 только золотых меда лей) самые дорогие и памятные — та, первая, маленькая, и последняя — большая олимпийская.

О первом тренере Дроздецкого стоит сказать особо. Владимир Плуцинский, кадровый ленинградский рабочий, влюбленный в хоккей, тренировал мальчишек на общественных началах. Это он привел дворовую команду к первой большой победе во всесоюзных соревнованиях, затем работал уже как профессиональный тренер с юношески ми и молодежными коллективами клуба «Ижорец». Они сохранили дружбу на всю жизнь. Николай давно уже вышел из юношеского хоккея, переехал в Москву, но каждый отпуск они проводят вместе под Ленинградом на рыбалке.

Уже в 1975 году Николай в составе юниорской сборной становится чемпионом Европы. Примечательно, что на этом турнире он играл в защите в паре с В. Фетисовым.

Вот уже пять лет Дроздецкий в ЦСКА. Вопреки утверждению почти всех, пере шедших в этот коллектив из других команд, о том, как сложно усвоить новую систему тренировок, «поймать» игру ЦСКА, Николай говорит о другом:

— Войти в игру команды было не сложно. Если Виктор Васильевич взял меня в ЦСКА, значит, сто раз подумал и понял, что подхожу. Вот психологию лидеров, отношение к делу усвоить чрезвычайно трудно. Теперь я понимаю, почему воспитанники клуба входят в состав команды почти безболезненно: они впитали и познали ее законы с детства.

За последние годы Дроздецкий вырос в одного из сильнейших нападающих отечественного хоккея. Примечательно и отрадно то, что он мастер яркий, с сугубо индивидуальным почерком игры. Высокий, жилистый, длиннорукий, он особенно опасен для соперников на скорости. Владея шайбой, способен обыграть нескольких игроков подряд, обладает удивительным чутьем на неожиданный бросок и искусством отменного паса. Несмотря на то, что почти каждый сезон играет с разными партнерами, Николай неизменно в списке самых результативных игроков, ЦСКА и сборной.

Прошлый сезон был «звездным» для Дроздецкого. На Играх в Сараево он забросил 10 шайб и вошел в состав символической сборной мира. По итогам референдума советских журналистов, проводимого еженедельником «Футбол-хоккей», Дроздецкий назван лучшим хоккеистом страны. В борьбе за это высокое звание он опередил Третьяка, Фетисова, Макарова.

— На льду я испытываю непроходящее ощущение радости от борьбы не столько мускульной, сколько соперничества мысли, игровых идей. Хоккей — прежде всего игра людей мыслящих, — говорит Дроздецкий. — В прошедшем первенстве тренеры ставили меня в одну тройку с молодыми хоккеиста ми. Значит, рассчитывали на мои силы. И я буду счастлив, если кто-либо из молодых, став мастером высокого класса, скажет, что в его становлении есть и мое участие. Сам же я мечтаю сыграть на следующей Олимпиаде. Стал же Третьяк участником четырех олимпиад...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Обсерватория

Так это было на войне

Смена привычных понятий

Экономический эксперимент