Невыдуманные рассказы

Е Воробьев| опубликовано в номере №354, февраль 1942
  • В закладки
  • Вставить в блог

Свечка

Отряд решил переходить реку ночью. В трехстах метрах выше по течению чернел мост. Там стоял немецкий караул. Но нам не было смысла рисковать и тратить последние гранаты ради прогулки по мосту.

- Только предупреждаю, - наставлял старшой отряда Костенко, - поплывем медленно. Чтобы без бульканья, без плеска. Сами знаете, как над водой звук бежит. Зубами стучать тоже про себя, не на всю окружность. Выйдем на берег - за берестой. Костер разжигает Чахоткин. Обсушимся, протрем оружие, отдохнем.

Семеро пошли к воде, и один только Григорий Свечка, фотограф дивизионной газеты «Защитник Родины», остался на берегу.

- Мне профессия не дозволяет купаться, - сказал, тяжело вздохнув, Свечка.

За пазухой у него лежал ФЭД, и пленка была заснята. Из - за фотоаппарата Свечка и отказался лезть в воду. Он жалел своего «Федю» и кадры, заснятые в бою.

Среди прочих кадров был портрет комиссара Кожухаря. Последний снимок комиссара перед смертным боем. Свечка обещал Кожухарю в случае чего отправить фото его брату куда - то в Забайкалье...

Я познакомился со Свечкой летом на правом берегу Днепра, когда он, по его выражению, находился «на партийной работе»: снимал принятых в партию. Каждый день Свечка, засунув ФЭД за голенище, ползал к окопам. Каким - то образом он ухитрялся там под огнем фотографировать людей, которые еще не успели получить партийных документов.

Ничьи уговоры не могли заставить сейчас Свечку изменить решение и полезть я реку с аппаратом. Он отмалчивался или отвечал односложным «ни».

Свечка заверил старшого, что отвинтит борт от кузова грузовика и с помощью шеста переплывет реку на плоту и придет утречком на левую опушку рощи.

Подбитый грузовик чернел на берегу метрах в ста по течению, а вырезать кинжалом шест ничего не стоило.

- Ось свисне тричi хтось, це значит, що я йду, - напомнил Свечка с берега, когда мы уже были по пояс в воде.

В темноте переплыли мы через реку и осторожно выбрались на противоположный берег, окоченевшие, промокшие до нитки.

На том месте, где остался Свечка, ничего нельзя было рассмотреть. Ясно, что и он не видел нас. Тем не менее все помахали на прощание касками.

Мы предполагали разжечь костер ночью. Но ночью над рекой раздались выстрелы, взрыв гранаты. И костер пришлось отложить предосторожности ради до утра.

Еще не все успели обсушиться, как в березняке послышался троекратный свист. Костенко тихо откликнулся.

У костра появился Свечка.

Он пришел в сухой шинели, с непокрытой головой, а каску держал в руках. Свечка сделал еще шаг к огню и бросил каску. Она с дребезжанием ударилась о корневище.

Мы увидели, что на плече у него вырван клок шинельного сукна, а рукав пропитан кровью. Из левого уха также сочилась кровь.

- Та ось бачите, трохи поранений, - виновато сказал Свечка.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены