Неустановленное лицо

Сергей Устинов| опубликовано в номере №1446, август 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Нравится? Мое последнее приобретение. Вообще-то я собираю живопись восемнадцатого и девятнадцатого веков, а вот недавно увлекся началом двадцатого. Это Коровин, парижского периода, эскиз к Дон-Жуану. Только надо бы ее отреставрировать. Видите, краска кое-где пересохла и сыплется. — Он еще несколько секунд разглядывал картину, а я в это время разглядывал его: по лицу художника блуждала гордая улыбка, словно эскиз к Дон-Жуану был творением рук не Коровина, а самого Горовца.

Потом он отнес картину обратно и аккуратно повесил на гвоздик. Когда художник уселся в кресло напротив меня, даже тени прежней улыбки не было. Цепкие глазки снова обшаривали меня, будто пытаясь определить, не скрываю ли я под пиджаком какое-нибудь секретное оружие. Слова, которые Горовец при этом произносил, жили совершенно отдельно от его взгляда и от того, что он в этот момент думал.

— У меня, между прочим, довольно много знакомых среди представителей, так сказать, вашей профессии. Генерал Никодимов — знаете? Ну как же, из министерства! И с вашим начальством знаком, приходилось как-то встречаться на приемах, приходилось.

Ну, все уже ясно, думал я, вежливо кивая. Ясно, что ты богема, элита, что ты со связями, что с тобой надо обращаться аккуратно, как с фарфоровой статуэткой. Не ясно только одно: зачем мне все это нужно объяснять? Просто так, чтобы я знал свое место? Или ты чего-то опасаешься?

— Я насчет Ольги Троепольской, — напомнил я.

— Ах, да, да. Ужасная трагедия. — Теперь его глубоко запрятанные глазки смотрели на меня выжидательно. — Чем я могу вам помочь?

— Сейчас нас интересует все, связанное с убитой, — сказал я и улыбнулся ему как только мог дружелюбней. — Вы ведь художник, стало быть, наблюдательны профессионально. Начните рассказывать, что знаете об Ольге, а я буду задавать вопросы.

Он тоже ласково мне улыбнулся, даже глаза на миг прикрыл, давая понять, что в полной мере оценил мое замечательное предложение. Но ответил:

— Видите ли, я художник, но несколько специфического склада. Мы, оформители, привыкли отталкиваться от конкретного текста, нашу фантазию будит для начала чужая мысль. Так что задавайте вы свои вопросы, а я, если смогу, буду отвечать.

Я вздохнул: не прошло — не надо. Будем задавать вопросы.

— Расскажите, пожалуйста, о ваших личных отношениях с Ольгой Троепольской.

— Я не слишком хорошо осведомлен... в процессуальных нормах. Но разве я обязан? Об интимных сторонах своей личной жизни?..

— Виктор Сергеевич, да, конечно же, ничего вы не обязаны! Я ведь сейчас просто пришел к вам побеседовать и прошу мне помочь. Но вы же понимаете, — прибавил я доверительно, — мы убийство расследуем, а не кражу белья во дворе. Вот вы тут о процессуальных нормах толковали. Если настаиваете, мы можем пригласить вас к нам официально, повесткой. Вам предложат как свидетелю расписаться в том, что об ответственности за дачу ложных показаний вы предупреждены. Вот тогда уже вы будете обязаны...

В этом месте он прервал меня, добродушно махнув рукой, и улыбнулся мне в ответ еще более широко, чем я. Это была просто выставка-продажа улыбок.

— И кстати, — заключил я, — обратите внимание, что я попросил рассказать о ваших личных отношениях с убитой. Слово интимные употребили вы.

Горовец заерзал в кресле. Видно, он прикидывал, что может мне быть известно, вернее, что могло быть известно Петровой и Пырсиковой. Наконец он принял решение. Для начала это выразилось в том, что он повольнее устроился на подушках и изобразил ухмылку типа «здесь все свои ребята».

— Да что это я, ей-богу! Ольга была женщина незамужняя, я холостой, что тут зазорного?

Я молчал, чувствуя, что теперь он будет говорить без понукания.

— Ну, было, было, — действительно продолжал Горовец. — Да и то сказать — что было-то? Легкий романчик, а уж вам, небось, наговорили с три короба!

— Давно? — спросил я.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

За что?

Защитить невиновного

Воспитатели страхом

Тревожное письмо