Неумолчная песня России

Евгений Осетров| опубликовано в номере №940, июль 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

Украшенный мастерами, дворец радовал взор светлыми красками, узорчатой резьбой, позолотой, причудливыми цветными пятнами, чешуйчатой игрой света и тени. Один иноземец, осмотрев отделанный дворец, сравнил его в письме с игрушкою, которую только что вынули из ящика. Роскошному дворцу, к сожалению, не суждена была долгая жизнь. Дерево не мрамор и не гранит. Оно быстрее подвержено гибели. Сто лет спустя, после того как дворец потребовал значительного ремонта, во времена Екатерины Второй, «осьмое чудо света» перестало существовать.

«Архитектура — та же летопись мира, — писал в свое время Гоголь. — Она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания».

Мы уже не поем песен тех, которые пели петровские полки, отправляясь в поход на шведов. Мы уже не помним преданий времен, когда прорубалось «окно в Европу». Но сегодня я вижу удивительное зрелище. Художники — старые и молодые, признанные мастера и делающие еще лишь первые шаги в искусстве, с трепетом и энтузиазмом изображают на своих полотнах северный архитектурный ансамбль — деревянный погост Кижи с его прославленной Преображенской церковью. На выставке «Памятники русского зодчества в современной живописи» Кижи заняли первое место по числу посвященных им произведений. Эту выставку можно было по праву назвать праздником Кижей. Изображения строений на лесном острове среди Онежского озера заставляли думать о силе и крепости предков. Кижи — торжественный гимн победе. В архитектуре их отразилась гордость страны, одержавшей победу в тяжелой Северной войне.

Кижи — это величавая поступь петровских ратников.

Кижи — завещание потомкам, наказ любить свою страну.

Недаром летопись сохранила для нас легенду о строителе храма в Кижах. Она, эта легенда, гласит: закончив свой труд, мастер бросил топор в Онежское озеро со словами: «Церковь эту поставил мастер Нестер. Не было, нет и не будет такой». Слова старинной легенды перекликаются с тем, что однажды сказал замечательный скульптор двадцатого столетия, лауреат Ленинской премии Сергей Тимофеевич Коненков, у которого дерево — излюбленный для ваяния материал:

— Кижи — то, что навсегда, с юности, запало в мое сердце.

Народное искусство не умерло. Оно живет, развивается и в будущем — я верю в это! — одарит нас новыми прекрасными творениями.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены