Нервы молодняка

А Б Залкинд| опубликовано в номере №78, май 1927
  • В закладки
  • Вставить в блог

Состояние нервной системы нашей молодежи требует большого внимания. Поэтому особенно серьезно следует продумать, как использовать лето с наилучшим результатом для нервного укрепления молодых организмов.

Нельзя давать одни и те же советы всей молодежи в целом. При советах надо учесть и возраст, и предыдущую нагрузку и общее состояние здоровья, - иначе огульные советы дадут самые уродливые результаты.

Возраст, требующий самого бережного отношения - возраст переходной, между 14 и 17 - 18 годами, когда нервная система особенно возбудима и чутка. Именно в этом возрасте легко переусердствовать со всякими летними мероприятиями, так как возбужденный молодняк падок на всякие соблазны, - но именно в этом возрасте такое «избыточное усердие» особенно опасно, так как вместо отдыха и нервного укрепления создает добавочную нагрузку, т. - е. и добавочную усталость впоследствии. Поэтому всякие летние процедуры, связанные с возбуждением нервной системы, для подростков (переходный возраст) не годятся. Нельзя ни в коем случае злоупотреблять пережариванием на солнцепеке, нельзя устраивать из речных и прочих купаний материал для спорта, соревнований и т. д., когда вместо 3 - 5 минут ребята проводят в воде по получасу и больше, что является не отдыхом для нервов, а потрясающим, резко утомляющим ударом по всему организму. Вред от такого удара может почувствоваться не сразу, но от такого самообмана опасность не только не уменьшается, но, наоборот, увеличивается, так как подросток, не замечая урока, продолжает и впредь свою ошибку. Надо избегать (подростку) слишком прохладной воды. Длительные и утомительные передвижения на ногах, как с туристской, экскурсионной целью, так и для физкультурных задач, - нервам подростка приносят вред.

Послепереходный, почти зрелый возраст (17 - 20 - 22 года) требует меньше предосторожности, но и с ним, конечно, нельзя обращаться бесцеремонно, так как нервная система всегда требует особенно чуткого к себе отношения, в том числе и у вполне взрослого человека.

По предыдущей нагрузке молодняк в основном надо разделить на два слоя: ребята, сидевшие главным образом на физическом труде, и ребята, занимавшиеся мозговой работой. Первые должны летом получить физический отдых, подкрепиться питанием, не - злоупотреблять передвижениями, но в то же время имеют право на экскурсионные поездки с культурными целями и на некоторое вообще «развязывание» мозга, который был заторможен годовой физической работой. «Мозговой» же молодняк, переутомивши себя умственной работой, должен особенно осторожно относиться ко всяким путешествиям, экскурсиям и т. д., так как они вместо необходимого для мозга отдыха накопляют добавочную нагрузку, добавочный умственный материал, усиленные мозговые впечатления, требующие обдумывания, напряжения, т. - е. утомления. «Мозговикам» лучше всего провести свободное летнее время в условиях покоя, легких передвижений и нетрудной, простой физической работы, конечно, по возможности при хорошем питании; при этом избегать горячего солнца и всяких физкультурных излишеств.

Можно разделить ребят по состоянию их нервной системы на несколько групп: 1) ребята истощенные, исхудавшие, ослабевшие «физически»; 2) ребята физически здоровые, но с возбужденной нервной системой; 3) ребята физически здоровые, но с угнетенной нервной системой; 4) ребята здоровые во всех отношениях. Конечно, каждой группе надо дать различные советы. Первые требуют самого лучшего питания, абсолютного покоя, оберегания от движений, экскурсий и т. д. Вторые требуют процедур, которые утихомирили, успокоили бы их: спокойной, дисциплинирующей гимнастики, воздушных ванн нагишом в теплом, тенистом месте (1 - 1 1/2 часа в день в 2 - 3 приема), коротких, не возбуждающих экскурсий в немногочисленных группах, внимательно подобранных, и не утомляющей легкой физической работы. Угнетенные ребята требуют специального подхода, который следует продумать совместно с врачом, так как надо выяснить причины угнетенности: нервное ли истощение или иная причина.

Длительные путешествия, экскурсии на горячий юг, изобилие новых впечатлений летом годятся лишь для здоровых ребят, не истрепанных в нервном отношении. Поэтому следует зорко относиться к теперешним увлечениям длинными путешествиями («всю Волгу на лодке», стремление на юг и т. д., надо продумать, как комплектовать эти экскурсионные группы. Если в такие группы попадут возбужденные, нервно - издерганные ребята, они не только повредят себе, но и перепортят всю группу, изуродуют все путешествие, так как во все начнут вносить шум, напряженность, лишнюю порывистость и превратят хороший отдых в бессмысленный азарт.

Особенного внимания требует летом половая самодисциплина. Летние месяцы - месяцы накопления сил для годовой работы, а никак не пора растраты утечки сил. Именно молодняк, летом должен быть особенно суров и скромен в половом своем поведении, так как необычайно легко растерять все накопившиеся нервные силы на излишнюю половую активность. Организм молодняка в 17 - 19 лет еще не успел до конца сформироваться, работа половой железы остро необходима еще для развития мозга и других главных органов, именно летом эти органы получают новые для себя толчки и силы, - вот почему опасно тратить работу половой железы на ранние половые акты. Лето для молодняка - время накопления, укрепления, а никак не время утечки истощения. Это нужно помнить каждый день, и это особенно легко осуществимо именно летом, когда и без того вокруг масса радости, масса богатых, насыщенных впечатлений отовсюду.

Не следует летом задаваться серьезными мозговыми планами. Мозг должен получить в летний отдых максимальную разгрузку, только тогда он будет работоспособен весь остальной год.

Еще один совет. Надо так провести лето, чтобы не только использовать его для нервного и общего укрепления, но и получить за лето разумные гигиенические навыки, пригодные для всего дальнейшего времени. Лето не должно быть оторвано от всего прочего года - «летом - де гигиена на первом плане, а дальше - хоть трава не расти». Именно летом надо научиться гигиенически жить весь год. Летом есть время этому научиться, а весь год надо реализовать плоды летней выучки. Лишь при этом условии лето принесет действительную прочную пользу, - и в течение года не будет тех тяжелых нервных истощений, которые слишком часто наблюдаются сейчас у нашего славного молодняка.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены