Непримиримые

Виктор Левашов| опубликовано в номере №855, январь 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вспоминая свои встречи с ребятами и девушками из штабов и бригад «комсомольского прожектора», я невольно обратил внимание на то, что в их рядах все чаще можно встретить техника, научного сотрудника, инженера... Это, по-моему, весьма примечательное явление: в отрядах «прожектора» появляется все больше людей технически образованных. И не удивительно: решение сложных технических задач требует больших знаний. Но дело не только в образовании. Сегодняшних «прожектористов» роднит другое... И мне хочется рассказать еще об одной встрече — с молодым инженером Юрием Щукиным, начальником штаба «комсомольского прожектора» крупного металлургического предприятия на севере страны.

Мы шли по цехам и службам. Юрий рассказывал:

— Механизировали приготовление смесей... Навели порядок в плавилке. На рудном дворе — тоже, смотри! А ведь черт-те что было: экскаватор перегнать — целая проблема!..

Он рассказывал, а мне вспоминался февральский Ленинград в тяжелых туманах, низкие своды лаборатории, где готовились к защите диплома Юрий Щукин и двое его друзей — Леша Бошилов и Женя Дроздов. Еще на третьем курсе они начали работать в студенческом научно-техническом обществе над аппаратом для автоматической сварки под флюсом. Проблема была трудной, и ребята взялись за нее вначале, пожалуй, из чисто спортивного интереса — попробовать силы. Попробовали — увлеклись. Получилось. И тогда они решили сделать аппарат темой дипломной работы. Тему утвердили, и здесь произошло то, чего ребята меньше всего ожидали.

Однажды утром и их стенду в лаборатории подошел невысокий, средних лет мужчина, представился:

— Бабаков, кандидат наук, ваш официальный оппонент.

И начал странный разговор.

— Да, — говорил он, — работу вы проделали большую, показали, себя не по возрасту пытливыми исследователями, и остается только пожалеть, что столько трудов пропало даром...

Ребята насторожились. Постепенно выяснилось, что имел в виду кандидат наук Бабанов: в смежной лаборатории группой сотрудников велась разработка прибора того же назначения. В эту группу входил и сам Бабанов.

— Какая у вас производительность? — перебил его Юрий.

— Ну, говорить об этом пока еще рано...

— А у нас уже не рано. Так что же вы хотите?

Если освободить речи Бабанова от тумана недомолвок, ясным становилось следующее: ребята должны сиять тему диплома, заменить ее другой. Времени достаточно, сделать шаблонный проект не составит труда. После защиты диплома они наверняка останутся в аспирантуре, даже смогут войти в группу из смежной лаборатории. Если же они не согласятся, очень жаль: ведь кто может усомниться в исходе дискуссии между тремя студентами и творческой группой из трех кандидатов наук и двух аспирантов?»

На кафедре давно уже не было такой шумной защиты диплома. Пришли друзья: они подбадривающе улыбались. Пришли враги. Были и нейтральные — специалисты из научно-исследовательских институтов и предприятий. Им предстояло сегодня решить, за кем победа в этой неофициальной схватке: за тремя неоперившимися юнцами или за солидной творческой группой, в которой были два аспиранта и три кандидата наук со стажем...

Юрий сделал доклад. Затем выступили оппоненты. Их было двое. И было два мнения о работе:

— Зоркость опытных исследователей... Бесспорная практическая ценность». Заслуживает оценки «отлично».

— Легковесность теоретического обоснования... несостоятельность, « антинаучность». Дипломная работа не может быть принята.

Дружным смехом встретила шумная аудитория столь разные мнения. Но тут же стихла: к делу приступили «нейтральные». Они уже не были нейтральными — начался разговор по большому инженерному счету. И даже несведущие поняли, за кем победа, еще до того, как седой инженер сказал, опускаясь на свое место:

— Наш институт готов включить эту отличную дипломную работу в текущий план.

Щукину предоставили заключительное слово. Юрий был бледен, лацканы пиджака — в мелу, галстук сбился на сторону.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены