Непобежденный, бессмертный

опубликовано в номере №691, март 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Грозные события потрясли могущественную Римскую империю в 74 году до нашей эры. Гладиаторы, бесправные рабы, убивавшие друг друга на арене цирка ради развлечения пресыщенной знати, вдруг обратили свое оружие против рабовладельцев. Они восстали. Собравшись в кратере Везувия, гладиаторы, возглавляемые Спартаком, точно огненная лава, обрушились на римские легионы.

Весть о первых победах рабов облетела всю Италию. К Спартаку - талантливому полководцу, человеку необычайной физической силы - отовсюду стекались рабы и крестьяне. Восстание разрасталось. Одно имя Спартака приводило в ужас власть имущих.

... В память о днях свободы, когда рабы, разорвав цепи, сражались за свою судьбу, Спартак приказал высечь из глыб застывшей лавы на склонах Везувия величественные фигуры повстанцев.

На рисунке, помещенном справа, мы видим один из таких памятников. У подножия его застыли в изумлении рабовладельцы, пришедшие сюда после разгрома восстания. Эти ничтожные люди, стремясь стереть следы побед Спартака, приказали разрушить скульптуры, но память об этом, одном из первых вооруженных восстаний рабов осталась в сердцах народов навсегда.

Прошло более двух тысяч лет, но имя Спартака - непобежденного, бессмертного - до сих пор остается символом воли, силы, могущества и свободолюбия. Его образ вдохновлял не одно поколение писателей и поэтов, художников и скульпторов. Из книг, посвященных восстанию Спартака, наибольшей популярностью пользуется роман итальянского писателя Джованьоли. Обратился к этой теме и прогрессивный американский писатель Говард Фаст.

Иллюстрации к роману Говарда Фаста о Спартаке, издающемуся на русском языке, сделал Геннадий Калиновский - студент Московского художественного института имени В. И. Сурикова. Это дипломная работа молодого художника. Свои рисунки он послал писателю, который тепло отозвался о них.

Мы публикуем письмо Говарда Фаста студенту Калиновскому и несколько иллюстраций к роману «Спартак».

Письмо Говарда Фаста

Дорогой м - р Калиновский!

На днях я получил через советское посольство в нашей стране папку репродукций Ваших рисунков и «Спартаку». Мы открыли папку вместе с мамой, которая сама очень хорошая художница.

Поверьте, что я не в состоянии передать Вам, с каким восторгом и волнением мы встретили ваши иллюстрации. Вы не только создали необыкновенно яркие и самобытные произведения искусства, но как вы проникли в мои сокровенные намерения, изобразив некоторые сцены именно такими, какими они рисовались в моем воображении.

Вы очень молоды и, думаю, достаточно живо представите себе, что его значит для писателя, поймете, что я на только невыразимо тронут и взволнован, но также премного супруга было чрезвычайно интересно узнать, что эта работа является Вашим институтским дипломом. Надеюсь, что отныне увижу Ваши произведения и услышу о Вас как о выдающемся советском художнике - иллюстраторе. Я всегда был того мнения, что иллюстрация может и должна стать частью книг, предназначенных не только для детей, но и для взрослых. К сожалению, это искусство утрачено а нашей страна.

А теперь, поскольку я а какой - то мере ответственен за то, что предоставил Вам возможность проявить свое дарование, хотелось бы, чтобы Вы оказали мне взаимную любезность. Мы с женой были бы глубоко признательны, если бы Вы нашли возможным прислать нам один на оригиналов Ваших иллюстраций. Особенно мне нравится сцена, изображающая гладиаторов, стоящих за оградой, в то время, как римляне по - торгашески выбирают наиболее сильных. В такой же степени пришелся по душа моей супруга рисунок - марш к черному кряжу. Конечно, можете прислать один из двух рисунков. Однако если это сопряжено с трудностями, то на считайте себя, пожалуйста, связанным моей просьбой. С самыми теплыми чувствами, искренне Ваш ГОВАРД ФАСТ.

На седьмой день пришло известие: римские когорты разгромлены рабами... Обязанность «инквизитора» - сенатора, ведущего допрос. - была возложена на Гракха. Он стоял у барьера и разглядывал римского солдата, вернувшегося с поля боя...

- Говори громче, - сказал Гракх. - Никто не тронет тебя здесь. Ты в священной палате сената. Ты должен говорить только правду во имя бессмертных богов.

- Спартак поставил два больших памятника, высеченных из лавы, на восточном склоне Везувия. Мне не доводилось их видеть, но я подписал приказ об их уничтожении.

- А какие они были? - спросила Клавдия.

Гракх презрительно покачал головой: какой смысл говорить о призраках этих рабов и их вождя?

- Я не видал их, моя дорогая. Красс видел. Спросите у него.

- Мои впечатления вряд ли будут восприятием художника, - сказал Красс. - Эти памятники выглядели так, как и следовало ожидать. Их было два. Один - фигура раба приблизительно в пятьдесят футов вышиной. Раб стоял, широко расставив ноги, сбрасывая разорванные цепи. Одной рукой он прижимал к груди ребенка, а в другой руке держал испанский меч. Фигура действительно была колоссального размера... Она была выполнена отлично... Все мельчайшие детали не были упущены - виднелись даже раны от цепей... Ведь у Спартака было много греков, а греки умеют делать статуи...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Две встречи

Из записной книжки корреспондента