Неожиданная находка

П Ухов| опубликовано в номере №764, март 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Гоголь проявлял необычайный интерес к творчеству народа, к песне. Начиная с августа 1829 года, в период работы над «Вечерами на хуторе близ Диканьки», он буквально осаждал своих родных и близких просьбами сделать ему «величайшее из одолжений» - записать «нравы и обычаи малороссиян», сказки, песни, а также «о колядках, о Иване Купале, о русалках»...

Вскоре в рунах Гоголя оказался огромный материал. Как можно понять из переписки, еще в 1834 году одних только песен у него было более тысячи! Песни, как говорил писатель, - это звонкая, живая летопись народная. Великий сатирик был страстным собирателем народной поэзии. Многое из того, что собрал Гоголь, было впоследствии издано исследователями его творчества.

Но ни одному литературоведу не удавалось найти до сих пор хоть одну историческую народную песню, записанную самим гоголем. Исследователи пришли к выводу, что песни эти пропали. Известно, что многие ценные материалы из наследия писателя, ведшего скитальческую, полную лишений жизнь, исчезли бесследно.

Автор этой статьи задался целью отыскать исторические песни, записанные Гоголем, хотя надежда на успех была крайне слаба. Прежде всего, следуя примеру некоторых исследователей, я обратился к архиву знаменитого собирателя песен Петра Васильевича Киреевского, которому Гоголь отдал записи песен. Несколько месяцев я знакомился с архивом, насчитывающим десятки тысяч листов. Новых подлинных текстов Гоголя в архиве не оказалось. Что ж, еще одна неудача?

Для сверки некоторых материалов мне пришлось обратиться к письмам Гоголя, которые хранятся в отделе рукописей библиотеки имени В. И. Ленина. В руки мне попала одна из папок, под номером третьим. На обложке ее было написано: «Сборник украинских песен. Преимущественно исторических о запорожцах. Списки 1830 - х годов. Рукою Гоголя и других лиц».

В первые минуты я не поверил глазам своим. Мелькали листы со столь знакомым почерком писателя... Да ведь это те песни, которые я искал! Как же они попали сюда? Ведь этот архив исследовали сотни ученых. Они буквально переворошили все рукописи...

А ларчик просто открывался. Два года назад сотрудница библиотеки Анна Вагановна Аскарянц, занимаясь разбором архива художника А. А. Иванова, близкого друга писателя, обнаружила страницы, показавшиеся ей странными. Эти страницы были исписаны четким, аккуратным почерком Николая Васильевича Гоголя. Анна Вагановна передала свою находку в архив Гоголя. Так родилась «папка N° 3».

Но поколения ученых так тщательно изучили наследие Гоголя, что в этот архив давненько уже никто не заглядывал. Два года пролежали песни в архиве...

И вот они передо мной - пятьдесят две песни, посвященные борьбе украинского народа за свою независимость, - о прославленных героях, о Богдане Хмельницком, атамане Байде, гетманах Свирговском, Наливайке и др. Отбор песен, порядок их расположения, тщательность переписки свидетельствуют о том, что это собрание готовилось Гоголем к печати. Возможно, это и была та книга украинских исторических дум и песен, о которой мечтал Гоголь и которую не успел издать.

Новые тексты позволяют еще глубже проникнуть в творческую лабораторию великого писателя, обнаружить фольклорную основу многих его произведений. Ученые давно уже указывали, что поводом для создания «Тараса Бульбы» послужили украинские народные песни. Утверждения эти не были подкреплены прямыми доказательствами. Теперь же, с обнаружением новых песен, связь между произведением Гоголя и народной поэзией становится очевидной. Герои исторической поэмы - Тарас, Остап, Андрей - кажутся сошедшими со страниц записанных сатириком великолепных песен о Са - гайдачном, Тетеренке, Савве Чалом.

Иногда писатель включал в свою повесть целые песенные строки. Так, в сцене пленения Тараса Гоголь пишет: «...но не старость была виною: сила одолела силу». А ведь это выражение - начало песни о Серпяге: «Ой и сила, сила, сила силу подолила.»

Тот, кто внимательно прочел «Тараса Бульбу», запомнил, наверное, описание четырех пушек: «Страшно глядела она широкою пастью, и тысяча смертей глядело оттуда. И как грянула она, а за нею следом три другие, четыре - кратно потрясши глухо - ответную землю, - много нанесли они горя! Не по одному казаку взрыдает старая мать, ударяя себя костистыми руками в дряхлые перси; не одна останется вдова в Глухове, Немиро ее, Чернигове и других городах».

В песне «Поход на линию» мы читаем:

У Глухови у городи стрильнули з гарматы,

Не по одним казаченьку заплакала мати.

У Глухови у городи стрильнули з рушницы,

Не по одним казаченьку плакали сестрицы...

Таких примеров множество.

Творчество народа было для Гоголя тем поэтическим кладезем, откуда он черпал вдохновение и мастерство. Чудесные по своей свежести «Вечера на хуторе близ Диканьки», суровый «Вий» и торжественный гимн героизму нашего народа - «Тарас Бульба» - взяты из этой щедрой сокровищницы.

Пример Гоголя, собирателя народной поэзии, поучителен и для писателей наших дней.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены