Немецкий молодой театр в Москве

Р Бурман| опубликовано в номере №154, май 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

Подлинный боевой авангард пролетарского театрального искусства Германии сумел выдержать напор буржуазных сил искусства, дать им бой, больше того - победить их. Вот причины поразительной жизненности и энергии этой театральной труппы: она не польстилась на денежную помощь буржуазных театральных дельцов, она не захотела начать свои выступления в большом роскошном театре в центре Берлина, она отказалась от услуг знаменитых актеров.

Выкинув лозунг - «Театр на службу рабочему классу», признав для себя единственно приемлемым принципом реализм, группа молодых актеров сумела найти неизвестного доселе автора - П. Лампеля, постановкой боевой и агитационной пьесы которого и начала свое существование.

Содержание «Бунта в воспитательной доме» заключается в следующем.

В воспитательный дом Бранденбургской области попадает новый «правонарушитель» Фриц. В прошлом участник революционного движения, он завоевывает влияние и авторитет своих товарищей, особенно после того, как избивает силача и «вождя» Курта, насильника и провокатора. Одновременно среди преподавателей идет глухая распря. С одной стороны - (практикант с гуманными педагогическими взглядами, с другой - все остальные. Воспитатели - отставные фельдфебели, реакционеры и шкурники.

Приезд посетителя из Берлина реакционеры используют, чтобы показать, что в доме все благополучно, с целью выклянчить себе прибавку жалованья. Однако мнимое благополучие разбивается вдребезги «не совсем подобающим» поведением воспитанников. Директор в наказание отменяет вечерний киносеанс. Этого достаточно, чтобы вспыхнул открытый бунт под предводительством Фрица; бунтовщики разбивают кладовую с продовольствием, а вызванные полицейские принуждены отступить.

Директор, выигрывая время, необходимое для усиления отряда полиции, предлагает Курту провоцировать и довести дело до открытого мятежа, обещая за это досрочное освобождение. И действительно, воспитанники ломают мебель и подожгли бы дом, если бы вовремя подоспевшая полиция не арестовала зачинщиков.

Успех спектакля в Германии был оглушительным. И не даром: рабочий - зритель увидел «зрелище, которое на частном примере показа жуткой картины, насилия в воспитательных домах разоблачало политику буржуазии, утверждающей такое же бесправие во всем социальном строе Германии.

Другой спектакль, «Цианкали» затрагивает вопросы аборта в Германии.

Дочь многодетной вдовы рабочего Френта Гэте забеременела от рабочего металлиста Пауля. Два месяца уже длится локаут, лишивший Пауля, а также и семью Фронта, которую он поддерживает, куска хлеба.

Лишний рот - лишняя обуза. Мать, узнав о «грехе» Гэте, оскорбляет дочь так, что она бежит из дому. Доктор Моллер, к которому Гэте обращается с просьбой сделать аборт, отказывает ей, указывая ей на параграф №218 Германского уголовного кодекса, карающего умерщвление плода пятью годами тюрьмы. По просьбе Гэте, сам Пауль пытается ей сделать аборт, но неудачно.

Наконец Гэте обращается к акушерке. Осмотрев пациентку, дает ей цианистый калий, пять капель которого достаточно, чтобы прервать беременность. Гэте принимает сразу все количество отпущенного лекарства. Капли помогли, плод удален, но Гэте захворала. По доносу управляющего домом полиция арестовывает Пауля и мать. Гэте умирает одинокой со словами: «10 тысяч женщин должны умереть..... Неужели никто не поможет?»

Спектакль «Цианкали» сродни книге Ремарка «На западном фронте без перемен» - смелая откровенность, сочетание грубого натурализма и целомудренной простоты, отсутствие «сочинительства» при глубоком внутреннем драматизме. Но пьеса и спектакль «Цианкали» имеют еще одно, собственно, самое главное достоинство, необходимое подлинному пролетарскому искусству: четкую классовую установку. «Цианкали» предъявляет лицемерию буржуазного закона, карающего аборт, иск на десятки тысяч женских жизней, на сотни тысяч искалеченных женских организмов, прибегающих к «услужливой помощи» нелегальных абортисток. Число таких абортов, по неполным данным полиции, достигает ежегодно жуткой цифры - 80 тыс. Наконец само действие разворачивается на фоне локаута и рожденной им нищеты рабочей семьи, вызывая у зрителя острую ненависть к буржуазному строю.

Приезд группы молодых актеров - радостное событие театральной и общественной жизни Москвы. Мы как бы присутствуем при зарождении пролетарского театра в Германии.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены