Неистовая боярыня

Ирина Опимах| опубликовано в номере №1745, март 2010
  • В закладки
  • Вставить в блог

В 1887 году состоялась очередная Передвижная выставка . Одним из ее самых ярких событий стала картина Сурикова «Боярыня Морозова». Критики были не единодушны в оценке картины. Одни говорили, что толпа написана на одно лицо, другие упрекали художника в грубости («Все грубо, топорно, дико»). А Стасов заявил, что Суриков написал настоящий шедевр: «Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты из нашей истории. Выше и дальше этой картины наше искусство, то, которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще. ….Необыкновенны качества картины…. глубоко овладевает чувствами. Сила правды, сила историчности, которыми дышит новая картина Сурикова, поразительны».

Третьяков сразу оценил художественные достоинства и нравственный заряд полотна. Он купил картину за небывалые деньги – 15 тысяч рублей! «Боярыня Морозова» стала украшением его коллекции. Вскоре Стасов написал Третьякову: «Павел Михайлович! Я вчера и сегодня точно как рехнувшийся от картины Сурикова! Только о том глубоко скорбел, что она к вам не попадет, думал, что дорога при Ваших огромных тратах. И еще как тосковал! А прихожу сегодня на выставку, и вдруг: «Приобретена П.М. Третьяковым». Как я вам аплодировал издали, как горячо хотел бы вас обнять».

Уже давно нет в живых ни Третьякова, ни самого художника, а картина живет. Она есть в каждом учебнике русской истории, в каждом альбоме, посвященном русскому искусству, во всех каталогах Третьяковской галереи, и по-прежнему призывает неистовая боярыня Морозова хранить верность идеалам, не предавать себя и свои принципы, чего бы это ни стоило…

 

 

боярыня

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

комментарии

Вирсавия , 22.11.2010 06:12

Спасибо. История наша - трагична и светла. Культура - неиссякаема.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Бирма

Фотопутешествие с Юрием Пустовым

Внуки по переписке

Московские волонтеры делают все, чтобы превратить старость одиноких людей в радость