Не вставшие на колени

Владимир Сапронов| опубликовано в номере №1124, март 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

РЕЗЕРВАЦИЯ Пайн - Ридж не самая худшая и не лучшая на территории Соединенных Штатов Америки. Средний уровень нищеты и безработицы, такое же засилье чиновников из федерального Бюро по делам индейцев, те же несправедливости и унижения. Как и в других местах, здесь продолжается расхищение индейских земель федеральными учреждениями и частными лицами.

Собственность - самое святое понятие в капиталистической Америке. Собственность индейцев - исключение. Захват индейских земель всегда был если не единственным, то главным лейтмотивом государственной политики по отношению к коренному населению. Менялись лишь методы грабежа.

Есть такое слово в американском политическом диалекте - «герминация». Под ним подразумевается принятый в начале пятидесятых годов закон о терминалии (прекращении) всех обязательств правительства по отношению к индейским племенам. В свое время эти обязательства были закреплены в договорах, согласно которым в обмен на уступленную индейцами землю правительство обязалось охранять резервации от посягательств неиндейцев и не облагать их поземельным налогом, выплачивать индейцам вознаграждение деньгами и товарами за «купленные» у них по договорам земли, оказывать безвозмездную экономическую и медицинскую помощь, предоставлять бесплатное школьное обучение для индейских детей.

Нельзя сказать, чтобы эти договоры соблюдались, особенно пункт об охране земель. Но они были той последней соломинкой, потеря которой была для резерваций равносильна гибели.

Так оно и происходило. Резервации разорялись, а их земли шли с молотка. Десятки тысяч индейцев покинули родные края и переселились в большие города. В Чикаго, Лос - Анджелесе, Сан - Франциско, Денвере, Миннеаполисе появились индейские гетто. Туда же съезжались и индейцы из не тронутых новым законом резерваций. Одни по правительственной программе переселения, другие просто в поисках работы.

АМЕРИКАНСКАЯ буржуазная пресса в один голос утверждала, что Вундед - Ни захватила жалкая группа отщепенцев, против которых выступают не только все индейцы Соединенных Штатов, но даже жители резервации Пайн - Ридж. Радиостанция «Голос Америки» оповестила весь мир о том, что, разгневанные оккупацией Вундед - Ни, индейцы оглала - сиу окружили поселок дополнительным кольцом блокады, помимо фэбээровского.

На следующий день большинство газет на первых полосах поместили снимок, на котором председатель племенного совета Вильсон, как всегда, в больших темных очках во главе группы таких же, как он, настоящих отщепенцев пикетировал единственную ведущую в Вундед - Ни дорогу - Тропу Большой Ноги. ФБР вряд ли нуждалось в такого рода услугах. Вильсон работал на публику, вернее, на большую пропагандистскую кампанию прессы, радио и телевидения, которым нужно было во что бы то ни стало найти среди индейцев хотя бы видимость оппозиции борцам за гражданские права. Тем временем за решетку были брошены сотни индейцев, которые пытались помочь осажденным. Но как раз эти факты не получили широкой огласки.

Продажные представители племенной верхушки действительно существуют во многих местах. Молодежь окрестила их «дядюшками Томагавками». По закону племенные советы и их председатели избираются населением. На самом деле их назначает Бюро по делам индейцев. Назначает из числа тех, кто за определенную мзду помогает большому бизнесу хозяйничать на территории резервации и не мешает ему прибирать к рукам земли индейцев.

Против произвола Бюро по делам индейцев и его марионеток, против расхищения земель, за демократические реформы выступили индейцы оглала - сиу. Им на помощь пришла организация Движения американских индейцев. С оружием в руках около двухсот индейцев из резервации Пайн - Ридж и активисты движения из различных районов страны заняли Вундед - Ни. Возле церквушки, которая стоит на месте кровавой расправы 1890 года, они водрузили перевернутый американский флаг. Так поднимают «звезды и полосы» только в случае бедствия...

- МЫ НЕ СВОБОДНЫ. Мы не вправе решать свою судьбу. Это делают за нас другие. Мы бедняки. За тех из нас, кто живет в резервациях, решают федеральные чиновники, бюрократы и их марионетки, которых называют племенной администрацией. Жизнями же тех, кто живет за пределами резерваций, распоряжается местная белая элита. У нас нет недостатка в правителях.

Многие из нас помнят свое детство, когда, сидя на коленях наших дедов, мы слушали рассказы о тех временах, когда индейцы были великим народом, когда мы были богаты и счастливы. В то же самое время нам приходилось слышать и о страшных засухах, голоде, эпидемиях. Только недавно мы поняли, в какой ужасной нищете мы тогда жили. Но мы были богаты, потому что были свободны!

Эти слова принадлежат безвременно ушедшему из жизни президенту Национального совета индейской молодежи Клайду Уорриору. Всего несколько слов, но как жгут слова молодого индейца, как точно передают они бесправие и унижения его народа. Клайд Уорриор отдавал все силы делу борьбы за гражданские права. Он был одним из основателей созданного в 1961 году Национального совета индейской молодежи.

Авангардом движения стала радикальная индейская молодежь: рабочие, студенты, молодая национальная интеллигенция - те, кому суждено было поднять на борьбу массы униженных и угнетенных.

Национальный совет индейской молодежи много сделал для того, чтобы облегчить для молодых индейцев доступ к высшему образованию. Активисты этой организации помогали индейцам штата Вашингтон в их борьбе за гарантированные договорами права на рыбную ловлю - по сути дела, единственный источник существования для индейцев этого штата.

Члены Национального совета индейской молодежи вместе с местной организацией «Выживание американских индейцев» провели целую серию так называемых «филинов», то есть ловлю рыбы в местах, запрещенных властями. В этих акциях приняпи участие индейцы из многих штатов. Они приехали по призыву Национального совета, чтобы поддержать борьбу своих братьев.

Власти упорно сопротивлялись законным требованиям индейцев. Несколько раз полиция «наводила порядок», производя аресты и избиения. Руководитель организации «Выживание американских индейцев» Хэнк Адамс был ранен пулей полицейского.

Но ни террор, ни репрессии не смогли сломить волю борцов. Власти вынуждены были отменить незаконные постановления. Об этом сообщил в беседе с корреспондентом «Комсомольской правды» на X Всемирном фестивале молодежи и студентов член американской делегации, активный участник движения индейцев штата Вашингтон за свои права Роберт Фри.

Вслед за Национальным советом индейской молодежи появились другие молодежные организации, сильные и влиятельные: Союз объединенных индейцев Америки, Движение американских индейцев...

Под руководством радикальной молодежи движение индейцев от пассивного сопротивления перешло к активным действиям, от прошений и петиций - к решительным требованиям. Эти требования вошли в программу Коммунистической партии США:

- Установление контроля индейцев над деятельностью Бюро по делам индейцев. Представительство на всех уровнях в процессе принятия политических решений, особенно в штатах с многочисленным индейским населением. Установление местной автономии в районах с индейским большинством.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Напутствие в дальнюю дорогу

С бригадиром слесарей - сборщиков 1 - го Государственного подшипникового завода, Героем Социалистического Труда, членом ЦК КПСС Алексеем Васильевичем Викторовым беседует журналист Эдуард Долот