Не гнаться за дешевой занимательностью

Марк Бернес| опубликовано в номере №745, июнь 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

Однажды в глухом закоулке двора я увидел трех подростков. Один из них, прижав к колену потрепанную книжку, что - то говорил, насупив брови. Двое других сосредоточенно слушали. Часто повторялись слова: «Капитан Немо... Наутилус...» Ребята, видно, только что прочитали роман Жюль Верна «80.000 километров под водой».

- Эх, поплавать бы на «Наутилусе»! - мечтательно сказал паренек, державший книгу.

Миг - и мальчишки цепко ухватились за прутья пожарной лестницы. Бесстрашно начали они карабкаться вверх. И я догадался: лестница стала для них мачтой неведомого корабля, стена дома - неприступной скалой, а двор с песочницами, лавочками и деревьями - огромным морем.

... Вспомнились мне юные годы, когда я вот так же зачитывался книгами, мечтал о путешествиях, смелых поисках и, как на большой праздник, шел в кино, где раскрывалась передо мной романтика неведомых приключений.

Старые фильмы двадцатых годов, пересмотренные ужа десятки раз, дороги мне и сейчас, хотя я отлично вижу их слабости. Я вспоминаю то ощущение силы, взлета, которое охватывало наши мальчишеские души, когда мы, затаив дыхание, следили за судьбами полюбившихся героев, переживали все их удачи и тревоги.

Мальчишеские годы ушли, но я не только не перестал любить приключенческую литературу и приключенческие фильмы, но и сам теперь участвую в кинокартинах этого жанра. Недавно, например, вышел на экраны кинофильм «Ночной патруль», в котором я играю Огонька, известного в прошлом взломщика сейфов. В годы Отечественной войны Огонек попал в плен, затем работал у американцев на урановых рудниках. Но он все время мечтал возвратиться на Родину. Поступив моряком на английское судно, Огонек возвращается домой. Как происходил поворот в его сознании, об этом и рассказывается в кинокартине.

Сейчас я получаю от зрителей много писем. Мне пишут школьники, молодые рабочие, есть письма и от людей, судьба которых в какой - то степени сходна с судьбой Огонька. В этих письмах содержатся и глубокое раздумье о правильном пути человека в жизни и надежда на возвращение в трудовой коллектив.

И вот сейчас, сопоставляя восторги подростков, прочитавших хорошую книгу, и впечатления людей, посмотревших фильм, я еще раз восхищаюсь щедростью искусства, которое помогает людям мужать, преодолевать трудности, находить правильные пути в жизни. Сила эта, к сожалению, недостаточно используется теми, кто работает в области приключенческого жанра в кино.

У нас еще очень мало выходит хороших приключенческих фильмов. И причина здесь, на мой взгляд, вот в чем: многие режиссеры стремятся подменить изображение больших человеческих страстей головокружительными ситуациями и неожиданностями.

Многим кинокартинам просто недостает масштабности, смелости в постановке тем. Из фильма в фильм переходит один и тот же «счастливый» герой. Он ничему, конечно, не может научить, не в состоянии увлечь, помочь воспитанию в молодых людях стойкости, смелости, отваги. Этот «герой» должен быть изгнан с экрана. Пусть его место займет настоящий, полнокровный, живой человек, который раскроет перед молодежью пути в незнаемое, умело направит ее мечту, на собственном примере предостережет от необдуманного шага. Не гнаться за дешевой занимательностью, а создавать цельные, глубокие характеры - вот, на мой взгляд, то, что приведет нас к успеху.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены