Наука и жизнь

В Ильинский| опубликовано в номере №593, февраль 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Занятия в университете оканчиваются обычно в три часа. Но аудитории пустеют ненадолго. Начинают свою работу разнообразные коллективы самодеятельности, спортивные секции, научно-исследовательские кружки.

Свыше 800 студентов состоят в научном студенческом обществе Минского государственного университета. Члены НСО не ограничиваются одними только лабораторными исследованиями. Студенты-зоологи, например, из года в год ведут в колхозах систематические наблюдения над изменением фауны под воздействием человека. Интересные материалы о жизни ондатры собрал во время практики в заповеднике по реке Березине студент Петровский. Физиолог Борис Осипов работает над проблемой повышения продуктивности сельскохозяйственных птиц. Его оригинальное исследование заслуженно получило первую степень на последнем городском смотре научных студенческих работ.

Студенты кафедры дарвинизма и генетики - частые гости в колхозах подшефного Дзержинского района. Здесь они, руководствуясь мичуринским учением, знакомятся с вопросами изменчивости урожая картофеля, пшеницы, гречихи в зависимости от условий их культивирования. Студенты кафедры систематики растений много потрудились над выявлением кормовых ресурсов Полесья. А сколько благодарностей получили студенты Минского университета от колхозов, в которых они изучали почвы! Это помогло хлеборобам улучшить севооборот.

Председателем научного студенческого общества биолого-почвенного факультета является студент-дипломник Василии Гапоненко. Темой для самостоятельного исследования он выбрал проблему урожайности рыбы. Он так и говорит: «урожайности».

- Но ведь вы по специальности, кажется, ботаник?

Галаненко подтверждает:

- Да, но решение этой проблемы требует совместных усилий специалистов различных отраслей. Поэтому я, ботаник, регулярно посещаю заседания и гидробиологического кружка и ряда других.

Кстати, гидробиологи собираются сегодня ровно в пять.

До пяти оставалось десять минут. Мы поднялись на второй этаж. Здесь в коридоре под большими стеклянными колпаками стояли различные чучела зверей и птиц. Вот по снегу бежит лисица с рябчиком в пасти; вот бекасы и чибисы расхаживают по болотцу, сделанному из мха и кусочков зеркала; вот орёл вцепился в спину серого зайца и, раскрыв крылья, рвёт когтями добычу... Всё это сделали работники университетского зоомузея и сами студенты.

В аудитории, где собирался кружок гидробиологов, студенты уже окружили докладчика - студентку пятого курса Лилию Хартову.

В годы войны Лилия Хартова была партизанкой, сражалась в белорусских лесах, а после войны с жаром взялась за учёбу и теперь увлекается наукой. Во время своей летней практики она побывала в рыбохозяйстве «Волна», где изучала мальков зеркального карпа. Работа студентки имеет немалое практическое значение для искусственного культивирования этой важной промысловой рыбы в водоёмах Белоруссии. Свой доклад на эту тему Хартова иллюстрирует пробирками с мутной водой, старательно выполненными рисунками, чертит на доске, кроша мел, сложные формулы.

- Это всё, о чём я должна была вам доложить, - в заключение говорит она, и в аудитории раздаются дружные аплодисменты.

- Мне бы такую дипломную работу, - шутливо вздыхает один из студентов.

Затем выступает Гапоненко. Неторопливо и обстоятельно рассказывает он о результатах своих летних наблюдений над рыбами в полесском колхозе «Красная зорька».

- Бывают пруды, где мальки карпа голодают и вымирают, - говорит он. - Но стоит добавить в воду минеральные удобрения - и вскоре рыбы становятся полным-полно. В чём дело? Да в том, что «волшебное» удобрение вызвало буйный рост фитопланктона - мельчайших растительных организмов. Фитопланктоном питается зоопланктон, который, в свою очередь, служит пищей для мальков.

Студенты слушают очень внимательно, а многие просто записывают, чтобы использовать материалы потом при ответах на экзаменах.

- Получается своеобразная питательная цепь, - продолжает Гапоненко. - Моей задачей было установить, как и в какой степени влияет то или иное удобрение на первое звено этой цели - фитопланктон. После многих опытов я пришёл к убеждению, что исследованные мной карповые пруды нуждаются не в чём ином, как в азоте. Именно азот влияет на урожайность рыбы. До сих пор было распространено обратное мнение.

Студент Гапоненко, как и многие другие студенты - университета, не только ведёт серьёзную исследовательскую деятельность, но и широко пропагандирует научные знания на предприятиях, в колхозах. Он прочитал 48 лекций. Комитет комсомола рекомендовал его в действительные члены Общества по распространению политических и научных знаний.

... И Василий Гапоненко, и Лилия Хартова, и многие другие члены НСО через несколько месяцев попрощаются с университетом. Во всеоружии научных знаний начнут они самостоятельную работу, сохранив в сердце тёплое, благодарное воспоминание о годах своей учёбы, о наставниках, о Научном студенческом обществе.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Дворец солнечной радости

Письмо из Польши