Наши олимпиады

А В Алпатов| опубликовано в номере №602, июнь 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Почти каждое воскресное утро в большие двери Московского государственного университета устремляется пёстрый поток молодёжи. Это старшеклассники средних школ столицы, которые направляются на очередную школьную олимпиаду. Такие олимпиады в МГУ проводятся на семи факультетах. Одних учащихся влечёт математика и физика, других - география, третьи стремятся участвовать в олимпиаде по литературе и языку.

Некоторые ошибочно полагают, что олимпиада - это что-то вроде викторины. Между тем вопросы олимпиады совершенно не преследуют целей внешней занимательности и развлекательности. Олимпиада - это и не та обычная проверка знаний учащихся, какая происходит повседневно в школе. На олимпиаде выявляются склонность и интерес учащегося к данной отрасли науки с тем, чтобы систематически углублять его работу в этой области.

Олимпиады в университете практикуются уже много лет. Так, например, математическая была проведена уже 15 раз, физическая - 13, химическая - 6.

Перед каждой олимпиадой преподаватели и студенты МГУ проводят особые консультации для школьников. Иногда по районам города устраиваются предварительно так называемые малые олимпиады.

Количество участников университетских олимпиад растёт с каждым годом. В математической олимпиаде нынешнего года участвовало около полутора тысяч школьников, в химической - больше девятисот. Вся обстановка олимпиады необычайно увлекательна. Ребятам предлагается не только решение нескольких задач или упражнений в письменной форме. На физической и химической олимпиадах ребята попадают в лаборатории, где выполняют задания экспериментального характера, т.е. показывают умение работать с приборами.

Особым вниманием у школьников пользуется олимпиада географического факультета. Учащимся задаются вопросы о грандиозном сталинском плане преобразования природы, о великих стройках коммунизма. В интересной, живой форме проверяется умение ребят пользоваться картой. А как увлекательно можно рассказать историю того или иного географического открытия, например, о роли русских исследователей в изучении Центральной Азии, о крупнейших полярных экспедициях советских учёных и т. д.!

Есть ребята, которые несколько лет подряд посещают олимпиаду какого-нибудь одного факультета. Успешно решая все задания, получая каждый год грамоту или премию, такие ученики совершенствуют свои знания и нередко по окончании средней школы выбирают для поступления именно тот факультет и ту специальность, которая увлекла их ещё на школьной скамье. У одного из профессоров химического факультета хранятся любопытные фотоснимки: ни одних он снят с юными участниками химической олимпиады- школьниками, а на других мы видим его о ними же, но ставшими уже студентами и аспирантами факультета.

Своеобразный характер имеют олимпиады по гуманитарным наукам. В прошлом году первый раз была организована олимпиада по литературе и языку. Вопросы и упражнения, которые задавались ученикам на этой олимпиаде, рассчитаны были в основном на программный материал, но иногда несколько выходили за его рамки. На олимпиаде проверялось знание русской и зарубежной литературы, знание грамматики, навыки изложения, знание иностранного языка.

Самая молодая из университетских олимпиад - это олимпиада исторического факультета, проведённая впервые только в этом году. Эта олимпиада ставит себе задачей развивать и углублять интерес школьников к историческому прошлому и настоящему нашей Родины. Участники этой олимпиады, ученики 9 и 10-х классов, должны были ответить в письменной форме на ряд разнообразных вопросов, главным образом по истории СССР и по новой истории. В задания исторической олимпиады входил, например, такой интересный пункт: по тексту исторического документа, по отрывку из того или иного памятника учащимся предлагалось определить, какой это документ, кратко охарактеризовать время его возникновения и его значение.

Самый интересный для школьников день - это последний день олимпиады, день подведения итогов и премирования. Ещё накануне жюри заканчивает просмотр всех работ и определяет отличившихся. В 10 часов утра в одной из самых больших аудиторий собираются участники второго тура олимпиады. На последней математической олимпиаде, которая проходила в апреле, перед ребятами выступил академик С. Л. Соболев. Он сделал разбор задач по второму туру, указав на самые типичные ошибки, которые встречаются в такого рода задачах. Конечно, самым волнующим моментом олимпиады является торжественное заседание жюри. Здесь в присутствии всех участников олимпиады, учителей школ и студентов факультета жюри оглашает славные итоги. Вручаются премии и грамоты отличившимся ученикам. Только по математической олимпиаде ценными подарками было премировано 46 учащихся. Похвальные отзывы получили 88 участников.

Так с каждым годом всё более растёт и крепнет связь МГУ со школьниками столицы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены