Наш современник

Ю Шведов| опубликовано в номере №886, апрель 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

И мощь в плену у немощи беззубой,

И прямоту, что глупостью слывет,

И глупость в маске мудреца,

пророка,

И вдохновения зажатый рот,

И праведность на службе

у порока.

Все мерзостно, что вижу я вокруг,

Но как тебя покинуть, милый друг!

Так родилась шекспировская трагедия.

В трагедиях Шекспира льется много крови, гибнут прекрасные люди. Но великие трагедии Шекспира — это не реквием добру, вступающему в неравную схватку со злом. С той же страстью, с которой Шекспир любил все лучшее в человеке, он ненавидел силы, мешающие людям добиться счастья. И Шекспир верил: каким бы хитрым н коварным ни было зло, каких бы жертв ни требовала борьба с ним, — оно может быть побеждено и должно быть побеждено.

...Принц Гамлет спешил вернуться в мрачный Эльсинор на похороны отца, а успел на свадьбу матери. Он узнает страшную тайну: король Клавдий отравил своего родного брата, отца Гамлета, и женился на вдове убитого. Гамлет окружен шпионами, провокаторами и просто ничтожными людьми — вольными н невольными пособниками короля-преступника. Что же делать? Смириться? Уйти из жизни? Дни н ночи проходят в мучительных сомнениях.

Все более ясно становится Гамлету, что восстать против несправедливости — значит не просто убить Клавдия, а поднять оружие на море зла, затопившего мир. И Гамлет находит в себе силы на восстание. Пусть он не знает, к чему приведет это восстание, пусть схватка со злом потребует, чтобы Гамлет отдал свою жизнь: юный принц понимает, что честный человек должен бороться за правду, справедливость, гуманность. В этом — великая победа Гамлета. В этом — великая победа шекспировского оптимизма.

...Прославленный воин, способный на великую любовь, великую нежность, великое доверие, попадает в западню клеветнических хитросплетений. Отелло черен, но он не дикарь. Он окружен злобными белыми варварами, рвущимися к власти, мечтающими о карьере, влекомыми жаждой золота, — такими цивилизованными дикарями, как Яго. Они призывают себе на помощь все свое коварство, чтобы низвести Отелло до своего подлого уровня. На какой-то момент это им удается, и, истерзанный ревностью, Отелло казнит невинную Дездемону. Но победа Яго — лишь временный успех. Отелло понимает, что совершил непоправимую ошибку, и уходят из жизни. Но он видит, что доброе, чистое существует в мире.

...В разгоряченный жарким боем мозг Макбета змеей вползает мысль: почему не ему, победоносному полководцу, принадлежит шотландский престол? Почему его родич, добрый король Дункан, завещал трон своему сыну Малькольму? А тут еще ведьмы предрекают Макбету королевский трон и жена нашептывает ему: убить Дункана, самому надеть корону — ведь это так просто сделать, когда доверчивый король остановится в их замке! И некогда славный воин под покровом ночи совершает гнусное преступление.

Исполнилась честолюбивая Мечта Макбета. Но убийца не знает покоя. Ни бессмысленные жестокости, ни шпионы, которые доносят Макбету обо всем, что творится в домах его подданных, не могут остановить распада его державы. Один за другим бывшие союзники Макбета стекаются к Малькольму, возглавившему восстание против тирана. И, проклятый всем народом, Макбет находит смерть под стенами своего родового замка.

Но Макбет гибнет не потому, что войско Малькольма оказалось сильнее. С той самой минуты, как Макбет вступил на путь кровавых преступлений, в его душе разливается зияющая пустота. Жизнь для него — лишь сказка, рассказанная злобным идиотом. В предсмертном бою он бросает смелый вызов противнику; но в глазах Макбета — лишь неизбывная тоска самоубийцы. Так мрачная трагедия становится приговором тирану.

Потрясенный, покидает человек театр. Он знает, что добро и счастье нужно бережно хранить, что за добро и счастье нужно стоять насмерть.

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Ленин в Польше

(Страницы киносценария)

Девять языков

Рассказ

Уродливый мальчуган

Фантастический рассказ