Наш близкий Дальний Восток

Алексей Черный| опубликовано в номере №1284, ноябрь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Как это ни удивительно, Алексей Клементьевич, но многим читателям нашего журнала Хабаровский край кажется далеким, суровым и романтичным уголком нашей Родины, а его экономика ассоциируется прежде всего с лесом и рыбой. Когда-то такое представление соответствовало истинному положению вещей. Однако, несмотря на значительные структурные изменения, происшедшие в экономике края в последние годы, этот давний стереотип оказался живучим.

Поэтому, думаю, будет логично, если в самом начале нашей беседы Вы представите Хабаровский край, расскажете о его экономике и месте, которое он занимает в структуре народного хозяйства Дальнего Востока и всей страны.

– Отдаленный, суровый, романтичный – все эти в принципе верные определения все-таки в значительной степени условны и нуждаются в уточнении.

От Москвы до Хабаровска более восьми тысяч километров по железной дороге, и совсем недавно на такую поездку уходило десять суток. Ныне ИЛ-62 доставляет хабаровчан в столицу за восемь-восемь с половиной часов, так что с учетом поясного времени они прибывают в Москву почти в тот же час, когда вылетают из дома.

Поэтому, если иметь в виду чисто пассажирско-транспортный аспект дела, то понятие «отдаленный» применительно к Хабаровску устарело: научно-технический прогресс «приблизил» его.

В то же время наш край остался регионом экстремальных климатических условий. Между его южной и северной границами более двух тысяч километров. Если для наглядности «приложить» его территорию к европейской части страны, то Хабаровский край размахнется от Ростова или Кишинева до середины Карелии. Даже там, на западе, в такую обширную территорию площадью 824 тысячи квадратных километров вместилось бы несколько природных зон. А у нас по мере продвижения с севера на юг климатические условия меняются более резко. Например, в южных районах края, в Еврейской автономной области, под Хабаровском к середине августа в открытом грунте вызревают помидоры, баклажаны, перец, а в Среднем Ургале и Чегдомыне (это примерно параллель Чернигова и Сум) – зона вечной мерзлоты. Нынешним жарким летом вода в Амуре под Хабаровском прогревалась до 25 – 26 градусов Цельсия, зато зимы у нас малоснежны, с крутыми, поистине сибирскими морозами.

Полна контрастов и наша природа. В тайге можно встретить лимонник, актинидию, амурские виноград и бархат, маньчжурский орех, кедр, ель, пихту, а вершины сопок покрывает тундра с зарослями кедрового стланика. Бок о бок живут представители южной и северной фауны. Короче, наш край не только суров, но и щедр и многообразен.

Ну, а относительно романтики все зависит от того, что под этим понимать. Если романтика – это только возможность увидеть нехоженые земли, то есть у нас и такие: в некоторых малонаселенных районах поныне сохранились уголки, где тропы, даже дороги пробиты не человеком – медведем. Но, по-моему, романтика заключается в другом: в возможности проложить в труднодоступном районе путь к полезным ископаемым, построить в неосвоенном месте новый город, поселок, рудник, завод, короче, оставить дело рук своих, необходимое людям.

– А что представляет собой Хабаровский край в экономическом отношении?

– Это один из наиболее развитых районов Дальнего Востока, и на его долю приходится примерно третья часть всей промышленной продукции этого обширного региона. Когда-то действительно рыба и лес были экономическим стержнем его народного хозяйства. Тогда маломощные прибрежные колхозы вылавливали около миллиона центнеров рыбы, с переработкой которой едва-едва управлялись мелкие заводы. Еще большего труда стоило доставлять эту продукцию потребителю. Тем не менее тогда она в значительной мере определяла экономическое лицо края. Сейчас мы даем стране несколько миллионов центнеров рыбной продукции. Ведем промысел в основном в открытом море мощными морозильными траулерами. Но даже при таком существенном росте нынче эта отрасль отнюдь не является у нас ведущей.

Первое место в экономике края держат машиностроение и металлообработка. На их долю приходится более 37 процентов промышленной продукции. На втором месте (примерно с пятнадцатью процентами) стоит лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и гидролизная промышленность. И это несмотря на то, что Хабаровский край дает около половины всей заготовляемой на Дальнем Востоке древесины. У нас значительно развита горная промышленность, строительная индустрия, легкая и пищевая отрасли.

– А если говорить не об отраслях. а о готовой продукции, то что производит край?

– Мы строим и ремонтируем морские и речные рыболовные и транспортные суда, самолеты, производим металлорежущие станки, дизели, литейное и энергетическое оборудование, электротехнические изделия, различные виды кабеля, сельскохозяйственные машины, стальные и алюминиевые конструкции, добываем оловянную и медную руду, золото и другие цветные металлы, варим и прокатываем сталь, выпускаем цемент, лекарства, пиломатериалы, картон, целлюлозу, фанеру, кормовые дрожжи – всего и не перечислишь.

– Чем обусловлена такая разносторонность промышленного производства?

– Во-первых, возможностями, которые предоставляют богатые природные ресурсы.

Во-вторых, необходимостью: специфическими условиями, отдаленностью всего нашего региона от промышленно развитых областей страны. Может быть, это обстоятельство стоило бы поставить на первое место.

Научно-технический прогресс, если быть точным, сократил не расстояния, как мы для красного словца порой утверждаем, а только время, необходимое на преодоление этих расстояний. И многие тысячи километров, которые отделяют Дальний Восток от европейской части Союза, так и остались теми же тысячами. Москва стала ближе к Хабаровску по времени. А везти какой-то груз из конца в конец нашей великой страны по-прежнему далеко и дорого. И в связи с тем, что все более ускоренными темпами начинают вовлекаться в хозяйственный оборот природные ресурсы восточных районов, базировать их освоение только на привозном оборудовании,, материалах, а переработку сырья – на производственных мощностях других промышленных районов не только экономически неэффективно, но и просто невозможно: ни один транспорт не справится со всевозрастающим потоком встречных перевозок «восток – запад».

Именно поэтому, учитывая наше особое положение. Дальний Восток – все входящие в него края и области – выступает как относительно автономный экономический район, ведущий на многоотраслевой основе глубокую переработку своих природных ресурсов и по возможности обеспечивающий себя всем необходимым.

Именно об этой нашей задаче говорил Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев во время его последних поездок на Дальний Восток.

– Иными словами, в Хабаровском крае и в будущем сохранится тенденция, которая проявилась в девятой и десятой пятилетках во всех районах Сибири и Дальнего Востока: более высокие темпы роста промышленного производства по сравнению с другими областями страны?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены