Наш Белинский

опубликовано в номере №504, май 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

7 июня вся советская страна чествует память великого сына русского народа В. Г. Белинского - знаменитого критика, выдающегося мыслителя и философа, историка и публициста.

За что же советский народ будет возлагать венки на пьедестал памятника Белинскому? Какие идеи провозглашал «неистовый Виссарион», как называли его в своё время и друзья и широкие круги русского общества?

Белинский был одним из ранних разночинцев, который в 30 - е годы прошлого столетия выступил на защиту крепостных рабов, многомиллионного крепостного крестьянства. Выступления Белинского были не теплохладными заявлениями сытого помещика - филантропа о несправедливости крепостного права, а пламенным протестом против унижения и гнёта народных масс. Устами героя юношеской своей драмы «Дмитрий Калинин» Белинский заклеймил крепостников: «Кто дал... гибельное право одним людям порабощать своей власти волю других, подобных им существ, отнимать у них священное сокровище - свободу? Кто позволил им ругаться над правами природы и человечества?» Отстаивание интересов народных масс - этот демократизм вдохновлял Белинского всю жизнь и внушал ему здравое, критическое отношение и к капитализму, который он видел сам в тогдашней Европе - во Франции и Германии.

Белинский, признавая неизбежность капитализма для России, хотел другого, более совершенного общественного строя, чем строй капитализма. В статьях и письмах он бичует буржуазное равенство и свободу во Франции: «Вечный работник собственника и капиталиста, пролетарий весь в его руках, ибо тот даёт ему работу и произвольно назначает за неё плату. Этой платы бедному работнику не всегда станет на денную пищу и на лохмотья для него самого и для его семейства, а богатый собственник с этой платы берёт 99 процентов... Хорошо равенство!» Белинский во время своей поездки в Париж увидел результаты буржуазного строя: «Владычество капиталистов покрыло современную Францию вечным позором, напомнило времена регентства, управление Дюбуа, предавшего Францию Англии... Всё в нем мелко, ничтожно, противоречиво; нет чувства национальной чести, национальной гордости».

В 1847 году Белинский ездил лечиться заграницу, и в Германии его поразила крайняя бедность, рабочего населения. «Что за нищета в Германии, - говорил он, - особенно в несчастной Силезии...

Здесь я понял ужасное значение слов: пауперизм и пролетариат».

Белинский порицал и американскую демократию за лицемерие её цивилизации, за низкий моральный уровень общества. Всё это свидетельствует о том, что взору Белинского представлялся строй более разумный и более совершенный, лучше обеспечивающий интересы и потребности народных масс, чем капитализм.

Белинский верил в светлое будущее своей родины; он питал уверенность, что Россия лучше Европы сумеет применить социализм, что она создаст могучую промышленность, высокую культуру и богатую литературу. Ещё в 1836 году он писал: «Погодите, и у нас будут чугунные дороги, и, пожалуй, воздушные почты, и у нас фабрики и мануфактуры дойдут до совершенства, народное богатство усилится».

Белинский в 40 - е годы разделял идеи социализма и соединял их с революцией: «Смешно и думать, что это может сделаться само собой временем, без насильственных переворотов, без крови... Да и что кровь тысячей в сравнении с унижением и страданием миллионов».

Белинский в письмах к друзьям прямо говорил о революции, о том, что революционное переустройство общества совершится «обоюдоострым мечом слова и дела Робеспьеров и Сен - Жюстов». Справедливо сказал о революционном демократе А. В. Луначарский: «Да, это был критик, готовый пустить в ход критику оружия - гильотину, как инструмент критики. Он любил человечество той активной любовью, которая в определённые эпохи приводит вождей народных масс к революционным методам борьбы. Революционер жил в Белинском».

Все стороны своей деятельности Белинский умел пронизать этим активным, действенным и страстным отношением. Он жил в «эпоху мглы, произвола и отчаяния». Говорить прямо о социализме и революции, о низвержении царя и о власти народа было нельзя. Единственным путём для выражения взглядов был литературный журнал, статьи о русской литературе, о повестях и романах писателей. И Белинский сумел использовать журнал как трибуну. В литературных статьях он умел высказывать свои передовые философские и общественно - политические взгляды. Белинский в области критики и эстетики был новатором: он создал у нас подлинно научную критику и в решении многих вопросов эстетики опередил западноевропейскую мысль.

В своих статьях он дал всесторонние оценки творчества Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Герцена, Тургенева, Гончарова и других писателей.

«Поэзия Пушкина, - писал Белинский, - удивительно верна действительности; изображает ли она русскую природу или русские характеры; на этом основании общий голос нарёк его русским национальным народным поэтом».

Роман «Евгений Онегин» Белинский оценил как «энциклопедию русской жизни».

Пушкин явился провозвестником человечности, высоких идей общественных. В Пушкине критик увидел гения, который, «работая для настоящего, приготовляет будущее». Поэзия Пушкина имела в его глазах мировое значение. «Как народ России не ниже ни одного народа в мире, так и Пушкин не ниже ни одного поэта в мире».

Белинский сказал пророческие слова: «Придёт время, когда он (Пушкин. - И. Б.) будет в России поэтом классическим... придёт время, когда потомство воздвигнет ему вековечный памятник».

В творчестве Гоголя Белинский видел новое качество русского реализма - социальный аспект. Гоголь ввёл в литературу героев из среды «маленьких людей», установил тесную связь литературы с жизнью, с современностью.

Творения Гоголя внушили Белинскому дать такой завет писателям: «Берите содержание для ваших картин в окружающей вас действительности и не украшайте, не перестраивайте её, а изображайте такою, какова она есть на самом деле; да смотрите на неё глазами живой современности, а не сквозь закоптелые очки морали, которая была истинна во время оно, а теперь превратилась в общие места».

Художественные традиции Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя великий критик сделал живыми истоками для нового этапа русской литературы, которая с 40 - х годов прошлого века заняла ввиду угасания и упадка реализма на Западе передовое место в мировой литературе. При Белинском появились произведения Герцена, первые рассказы из «Записок охотника» Тургенева, роман «Обыкновенная история» Гончарова, глубоко демократические стихи Некрасова. Белинский приветствовал их и обосновал теорию нового реализма, который тогда называли «натуральной школой». Великий критик развил свои мысли об идейности русской литературы, её самостоятельности и её дальнейшем развитии. «Один из величайших умственных успехов нашего времени в том и состоит, что мы, наконец, поняли, что у России была своя история, нисколько не похожая на историю ни одного европейского государства... История (русской литературы. - Н. Б.), как и история самой России, не похожа на историю никакой другой литературы».

Литература русская стала зрелой, достигла огромных успехов в силу тесной связи с народом. «Да, мы уже имеем поэзию, которой с гордостью можем соперничать с поэзией всех народов Европы. Мы думаем, что причина этого явления заключается в глубине и могуществе духа народа, в сокровенном источнике его внутренней жизни», - писал Белинский.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены