Народные мотивы

Егор Зайцев| опубликовано в номере №1384, январь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мода и фольклор

Фольклор стоит у истоков почти всех известных нам видов искусства. Искусства костюма в первую очередь. Возникновение понятия «народная одежда» специалисты относят к эпохе Возрождения. Народная мудрость пронесла через века красочность цветосочетаний, простоту кроя, сдержанную жизнерадостность одежды: пульсации моды отражались главным образом в костюме представителей имущих классов. Естественно, что и народный костюм изменялся во времени, но именно ему удалось сохранить своеобразие, национальную окраску.

На шестидесятые годы нашего столетия приходится повышение интереса к фольклорному стилю, на Западе оно совпадает с молодежными движениями протеста. Молодые бунтари иных стран использовали элементы народной одежды как символ неприятия официальной моды. А вслед за стихийным возрождением национальных костюмов к ним обратились и художники.

Сегодня фольклорный стиль столь же популярен и самостоятелен, как классический или спортивный. В народном стиле могут быть выполнены и просторные комплекты для отдыха, и зимние вещи из мягких пальтовых материалов, и вечерние ансамбли из шелка и бархата.

Сочетания в костюме черного, белого и красного цветов, декоративный плоскостной крой деталей, контрастная подчеркнутость конструктивных швов, новый подход к вышивке и аппликации на обычных тканях – все это характерные особенности предложений художников-модельеров. Интересно проявление фольклора в головных уборах и обуви. Маленькие шапочки-купола ассоциируются с древнерусской архитектурой; сапоги с слегка переходящей наверх подошвой напоминают национальную обувь азиатских народов.

Материалы для верхней одежды современные: шерстяные, ворсовые, букле, драп. А силуэт и крой исконно русские: в основе сарафан с узким лифом, расклешенный книзу, конструкция рукавов идет от обычной крестьянской рубахи. Ткани новые, но формы традиционные. А вот в ансамбли из шерстяной редины очень гармонично и свежо вписывается старинная вышивка мережкой.

Многослойность – характерная черта нынешней женской и мужской одежды, и как не вспомнить любимые в старину огромные многослойные платья с фартуками и нижними юбками. Сколько веков народы северных областей нашей страны одевались именно по этому принципу.

Народный костюм в наши дни стал интернациональным достоянием. Французские и итальянские модельеры разрабатывают коллекции в русском стиле, американские фирмы взяли на вооружение принципы японского кимоно, а наши молодые художники решают свои модели в стиле «кантри».

Пример подобного заимствования – одежда для отдыха: комплекты из легких льняных и хлопчатобумажных тканей, состоящие из свободных блузонов, рубах-косовороток, бесподкладочных пиджаков, двойных; или тройных запашных юбок, туник, брюк и косынок. Вновь упрощенный геометрический крой, наполненные объемы и всевозможные цветовые сочетания. Дополнения – легкие панамы из этих же тканей или большие соломенные шляпы, прямоугольные сумки-мешки, мягкая и открытая обувь.

Вновь популярны вышивки и аппликации, которые способны придать нашей одежде неповторимость и индивидуальность.

Народный костюм вечно молод, это нить, которая связывает людей с их природой, землей, традициями предков. А художнику он дает крылья, точку опоры в творчестве, учит и воспитывает.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Вилла в Лозанне

Повесть. Продолжение. Начало в № 1.

Прийти и помочь

Приглашаем на воскресник

Кому впрок такой урок?

Кто в ответе за огрехи строителей