Наедине с испугом

  • В закладки
  • Вставить в блог

— И это вполне возможно, потому что за долгие годы наш зритель воспитывался на принципах социалистического реализма в кино, которые предполагают отождествление реальной жизни и художественной ткани картины. Вернувшись домой после профсоюзного собрания, человек включает телевизор и видит такое же собрание на голубом экране, придя в театр, он видит на сцене тот же сталеплавильный цех, что и у себя на работе, на экране в кинотеатре — те же бытовые трудности, что и в реальной жизни... И, конечно, если к изображениям на экране, воплощающим замыслы создателей фильма, подходить с позиций адекватного отражения реальности, то, вероятно, и искусство станет беднее, однозначней, примитивней, и зритель будет обделен познанием целого пласта творчества, предполагающего фантазию, игру, сказку...

Более того, в сознании наших зрителей художественное воплощение и само событие часто оценивались по идеологическому знаменателю реального события. Да и критика былых лет зачастую направлялась не на разбор художественных достоинств той или иной ленты, а на определение в первую очередь идеологической окраски факта или события, отраженного на экране. Я думаю, всем памятны «всесоюзные премьеры» бездарных картин, практика которых органично связана с подходом к киноискусству, утвердившемуся во времена культа личности.

Характерный для того времени пример: в фильме «Молодая гвардия» была занята группа выпускников ВГИКа — Н. Мордюкова, В. Тихонов, Б. Моргунов... Весь творческий коллектив, все актеры стали лауреатами Сталинской премии. Все, кроме одного, хотя он и был замечательным актером, хорошо справился со своей ролью... Но в фильме он играл предателя. Предатель не мог быть лауреатом. Такова уходящая в прошлое логика восприятия: тема фильма определяла значение его успеха.

И, естественно, зритель, привыкший к конкретике, не имеющий опыта восприятия нереального, сказочного, может, подойдя со «своим уставом» к фантастическому жанру, безусловно, и ужаснуться, и испугаться.

— Фильмы ужасов на Западе — один из самых популярных жанров. Чем объяснить эту популярность?

Однажды я видел мультфильм, кажется, он называется «Котенок и щенок»... Так вот, в этом мультике такой сюжет: сидят щенок и котенок на крыше дома — ночь, гроза, сидят и дрожат от страха. Когда уж совсем им стало не по себе, спустились вниз, в дом. А там тепло, уютно. Когда они обсохли, обогрелись, котенок говорит: «Пойдем еще побоимся?»

Желание пережить определенные острые эмоции было присуще человеку во все века. Зачем люди катаются на аттракционах? Чтоб дух захватило, чтоб совершенно безболезненно пережить остроту жизненных ощущений. Современному человеку, скажем, где-нибудь в центре Европы, окруженному благами цивилизации, живущему сыто и стабильно, нужны встряски, стрессы, чтобы нормально «функционировать». Экранные ужасы в данном случае выполняют компенсаторную функцию. И в таком аспекте можно говорить даже об определенной полезности этого жанра.

Кроме того, фантастические фильмы позволяют раскрепостить сознание, подготовить человека ко встрече с явлениями странными, необъяснимыми... Кстати, не обремененное житейским опытом детское сознание воспринимает сказку лучше и естественнее, нежели сознание взрослого. Ведь если рассматривать сюжеты многих былин и народных сказаний, то они изобилуют «ужасами». Однако никому от этого не становится плохо.

К примеру, одна шведская сказка повествует о том, что принцесса должна каждый день бить 40 раз смоченной в соли веревкой заколдованного в дракона принца, чтобы, когда с него сойдет сорок шкур, он опять превратился в человека. И сказочная принцесса исправно исполняла свои обязанности... Если рассматривать этот сюжет с позиций «конкретного» восприятия, то кто-то усмотрит в этом деянии садо-мазохистский комплекс на сексуальной основе… Нормальные же люди и реагируют на подобный сюжет нормаль-

— Владимир Юрьевич, существуют ли шедевры жанра фильмов ужасов, достойные внимания широкой общественности?

— Безусловно, в рамках этого жанра существуют и свои эталонные образцы... например, интересен один из значительных (судя по зрительскому успеху и кинокритике) фильмов ужасов — «Кошмар на улице Вязов». Смысл этой ярко снятой картины в том, что чем больше мы боимся некоего «ужаса», тем нам страшней, тем больше «ужас» властвует над нашей жизнью... Но как только мы перестаем пугаться — «ужас» исчезает. И если бороться до конца даже в самой безвыходной ситуации, то обязательно победишь. Вообще заповедь «Не бойся!» очень важна для нас сегодня...

— Сейчас наша критика празднует появление на экране отечественного фильма ужасов — «Господина оформителя»... Каковы перспективы развития этого направления в советском кинематографе?

— Я думаю, перспективы не очень радужные. По двум причинам: во-первых, фильмы ужасов, фантастические фильмы очень дорогие, а наши студии не располагают нужными средствами. Нет и навыка постановки таких фильмов, современного оборудования...

Во-вторых, я считаю, что нужда в таких фильмах возникает, когда общество достигает определенного жизненного уровня. У нас же вся жизнь пока еще пронизана различными «ужасами». Почитайте журналы, газеты — этого же никакой воспаленный мозг не выдумает! Я думаю, что пока будет в фаворе развлекательно-разоблачительный жанр — тем более в условиях перехода кинематографа на хозрасчет.

— Так, может, оно и к лучшему? Если зритель у нас неподготовленный... Снимать не умеем. Или же имеет смысл постепенно приучать зрителя к «заповедным» жанрам?

— Возможно... Но опять-таки я не считаю, что искусство может целиком сформировать человека. Поясню: долгие годы с высоких трибун у нас говорилось, что, например, молодежь наша в целом здоровая, но есть отдельные группы, которые попали под влияние западного искусства и давай подражать. Если человек сформировался, как преступник, то, конечно, он может извлечь из фильмов опыт ограбления сберкассы. Если как сексуальный маньяк, то просмотр эротической картины может стать для него импульсом для совершения преступления. Жизненные условия, среда делают человека, а искусство выполняет лишь корректирующую роль. Все зависит от уровня культуры зрителя, его восприятия. Глупо ждать от нормального человека, что после просмотра фильма, где убивают 200 человек, он пойдет и перережет весь свой трудовой коллектив.

Или фильмы о каратэ. У нас они воспринимались компетентными органами как некие пособия по убийству, а для восточного зрителя — это фильмы «плаща и шпаги»: о благородных героях, которые используют народные методы борьбы с несправедливостью, предательством.

— В новую редакцию УК РСФСР статья 228 , как уже говорилось, не войдет... Нет ли опасности, что фильмы ужасов заполонят все видеоклубы? Ведь их могут увидеть и дети, подростки...

— Безусловно, нужно создавать систему фильтров, которые отсеивали бы из общего потока фильмов картины, на которые будет жаль потраченного времени. Мне такие фильтры видятся в форме репертуарных советов, состоящих из специалистов, в полномочия которых входило бы рекомендовать или не рекомендовать тот или иной фильм для просмотра. Кстати, надо сказать, что сейчас мы имеем лишь опыт запретительства под одним мотивом — мол, показывают в общественных видеоклубах всякую дрянь: фильмы ужасов, эротику... А ну-ка мы их прищучим. Но, с другой стороны, ВПТО «Видеофильм» — единственная государственная организация, занимающаяся видеопрограммами, — закупило для показа фильмы в большинстве своем старые и опять оставило зрителей без последних шедевров мировой классики. Например, особым достижением в объединении считают фильм «Красная жара», который назван в газете американских коммунистов «антисоветской поделкой», низкопробным кичем. Короче, настоящая «клюква». Однако то, что одним нельзя и наказуемо, для других «великое» достижение.

Вообще процесс становления видеокультуры у нас в стране протекает очень сложно, неоднозначно. И предугадать его перспективы трудно — издается масса постановлений, указов, директив, идет борьба мнений на всех уровнях. Однако не хочется касаться этой темы вскользь, мимоходом — она требует специального разговора...

  • В закладки
  • Вставить в блог

читайте также

  • ,
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Брежнев

Продолжение. Начало в №7

«Не бойтесь острых вопросов…»

С доктором исторических наук Владимиром Десятериком беседует редактор отдела коммунистического воспитания «Смены» Юрий Рагозин

«Заставьте уважать себя!»

Владислав Сериков:«мне абсолютно непонятно, почему некоторые роняют свое достоинство бескорыстно»