Надо разобраться…

Сергей Каленикин| опубликовано в номере №1464, май 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Алло, редакция? Скажите, что случилось со Стрельниковой? Почему о ней ничего не сообщает центральная печать?

— Где найти Александру Николаевну? Дайте адрес! Пожалуйста...

— Это правда, что Стрельникова пошла на попятную? Говорят, ее разоблачили; оказалась аферисткой. Право, как-то все это в голове не укладывается. Что вам известно?..

Стрельникову ищут. О ней спрашивают. Ею интересуются. Люди звонят, пишут. Они требуют ясности: какова судьба Стрельниковой — автора широко известной парадоксальной дыхательной гимнастики? Той самой гимнастики, которая, по мнению многих людей, может с успехом использоваться при лечении астмы, различных бронхитов и других легочных заболеваний.

В чем суть гимнастики? Почему она парадоксальная? Каковы ее принципы?

Основной принцип: «вдох на сжатии». В этом, собственно, и состоит весь парадокс. Ведь мы привыкли (вернее сказать, нас учили) дышать совсем иначе. То есть, выполняя традиционную гимнастику, при наклонах делаем выдох, при выпрямлении — вдох. У Стрельниковой все наоборот. При физических нагрузках — наклонах, поворотах, приседании — вдох носом, делается он резко, «шумно», а, скажем, при выпрямлении — непроизвольный, легкий, пассивный выдох. Гимнастика выполняется энергично, на музыкальный счет... Впрочем, она имеет немало особенностей. Не будем на них останавливаться — не это наша задача. Скажу лишь, что дыхательная гимнастика не от лукавого — за ней годы кропотливой работы. В ее основе — «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса», за который А. Н. Стрельникова в свое время получила авторское свидетельство.

Нет, Александра Николаевна Стрельникова не отступилась, не отреклась от своей гимнастики. Она, как и прежде, не считаясь со временем, личными интересами и здоровьем, дает свои уроки, читает лекции. И все так же вдохновенно, целеустремленно, увлеченно. Разве что уставать стала больше — возраст все-таки дает знать. Но, как и прежде, Стрельникова принимает больных в своей крохотной квартирке. И не только больных; ее «пациенты» и врачи, которые приезжают к Стрельниковой из многих городов страны: берут уроки, учатся, чтобы использовать гимнастику в своей практике. Наплыв людей. Сутолока. Груды верхней одежды и обуви. Порой не повернуться, не продохнуть. Неудобно. Тесно. Душно.

Но, как и раньше, Стрельникова никому не отказывает.

Да и как откажешь, когда у человека горе, боль, несчастье. Как откажешь, когда люди к ней идут и едут с надеждой, несмотря на то, что парадоксальная дыхательная гимнастика на птичьих правах, ибо официальной медициной не признана и не рекомендуется ни больным, ни здоровым.

И здесь — не без парадокса.

А началось все с того, что после неоднократных, настоятельных обращений А. Н. Стрельниковой, под давлением общественности и центральной прессы Минздрав СССР еще в 1981 году принял решение о проведении научного эксперимента, который и должен был дать научно обоснованное заключение об эффективности дыхательной гимнастики.

Создается комиссия во главе с профессором В. А. Силуяновой. В Ленинградском ВНИИ пульмонологии и в Московском ЦНИИ курортологии и физиотерапии специалисты проводят исследования.

Как бы предвосхищая их результаты, профессор В. А. Силуянова разоблачает «знахарку» Стрельникову. Публично — за «круглым столом» редакции газеты «Советская Россия» (см. № от 27 апреля 1982 года: «Следовать ли моде?»). Выводов, правда, никаких не делается, но профессор четко дает понять: у Стрельниковой дела — швах. При этом поясняет: «Врачебный контроль осуществлялся на самом высоком уровне».

А после, уже в 1983 году, на основании материалов эксперимента, выводов комиссии комитет по терапии Ученого медицинского совета (УМС) Минздрава СССР заключает: «комитет считает невозможным рекомендовать метод Стрельниковой А. Н. для практического применения у здоровых и больных, так как он не имеет научно-теоретического обоснования».

Нет, дело, как оказалось, не только в отсутствии научных обоснований.

В решении бюро президиума УМС есть такое пояснение: «метод, предложенный т. А. Н. Стрельниковой, прошел объективную проверку и однозначно отрицательно оценен комиссией Минздрава СССР», институтами, ведущими специалистами. На этом основании бюро президиума УМС утверждает заключение комитета по терапии. И подписи: председатель УМС академик О. К. Гаврилов (уже бывший председатель), главный ученый секретарь УМС кандидат медицинских наук Н. А. Шлугер (ныне — заместитель начальника Главного научно-технического управления Минздрава СССР). Решение от 8 февраля 1983 года.

— Быть того не может! — протестовала Александра Николаевна, направляя в «Советскую Россию» письмо за письмом, в которых убеждала редакцию в предвзятом к ней отношении, субъективизме медиков, извращении эксперимента. Потом выяснилось, что Стрельникова была не так уж и далека от истины.

— Несмотря на мои возражения, — рассказывала Александра Николаевна, — экспериментальные группы составили так, что в них почему-то оказались и стар, и млад. Больные, страдающие заиканием, бронхиальной астмой и сердечно-сосудистыми заболеваниями, выполняли один и тот же комплекс упражнений, с одинаковой продолжительностью, без учета сопутствующих заболеваний, возраста, индивидуальной переносимости упражнений!..

Как бы там ни было, а эксперимент, проводимый по такой схеме, конечно же, был заведомо обречен.

Мне не раз приходилось бывать у Стрельниковой. В небольшие группы она обычно объединяет молодых — больных, которые не имеют тяжелых сопутствующих недугов и обладают должной физической подготовкой. С малолетними детишками, престарелыми, слабыми людьми Александра Николаевна, как правило, занимается индивидуально. Дает уроки, обучает дыхательным упражнениям. И не более. Больной, занимаясь индивидуально, делает то, что ему по силам, постепенно увеличивая нагрузки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены