Набат зовет…

Олег Спасский| опубликовано в номере №1152, май 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Орган горюет, скорбит. Орган торжествует, славит бытие. Орган размышляет о жизни, и черный Христос задумчиво взирает на прихожан. Их немного в это воскресенье в соборе святой Анны – судьбы людей неузнаваемо изменились с тех пор, как был построен этот необычный храм с зеленой черепичной крышей. Острые ребра напоминают о готике и порывают с готикой, с формировавшейся веками архитектурой кафедральных соборов, рвущихся вверх, в небеса, уходят от готики, вне которой, казалось мне всегда, немыслим католицизм.

А напротив Христа – Мадонна, негроидная Мадонна, как две капли воды похожая на тех женщин, что выходят сейчас из собора, мать, так высоко чтимая в этой стране, где дети – высший смысл жизни, самая желанная награда, где чужеземцу, имеющему одного ребенка, сочувствуют, как человеку, на которого обрушилось жесточайшее несчастье.

А около собора святой Анны играют на улице дети – веселые, озорные дети с круглыми громадными глазами.

Не знаем, можно ли их фотографировать, не обидишь ли, ведь живы еще, предупреждали нас, верования, будто, фотографируя, крадешь душу. Спрашиваем разрешения, и мальчики охотно позируют, а потом сопровождают нас по начинающемуся здесь же, у собора, проспекту Мира, по праздничному, украшенному флагами проспекту, ведущему к площади Мира, – сегодня Браззавиль, вся страна празднуют одиннадцатую годовщину создания молодежного союза.

Громадные пальмы, манговые деревья и красная акация прочерчивают улицы, в их тени спасаешься от тропического палящего солнца. Сейчас здесь, в Конго, малый сухой сезон. "Обычно в двенадцать, в самое пекло, жизнь замирает, но сегодня торжества продолжаются, и, может быть, еще и потому так тихо и малолюдно в относительно прохладном, полутемном соборе святой Анны.»

– Церковь от государства у нас не отделена, мы пошли сейчас по иному пути – отделили молодежь от церкви, – рассказывает секретарь ЦК Союза конголезской социалистической молодежи (СКСМ) Марсель Туанга. – В своей работе мы используем порой церковную атрибутику для привлечения молодежи на наши праздники, но церковные хоры поют теперь революционные песни. В уставе союза записано, что член СКСМ не может быть верующим.

Наша молодежь, а две трети всего населения Народной Республики Кон-

го – это молодые люди, твердо следует избранному народом, страной, Конголезской партией труда курсу – построению социализма. Хочу напомнить, что председатель ЦК КПТ, президент страны товарищ Мариан Нгуаби подчеркивал, что нет социализма африканского или конголезского. Есть только один – научный, марксистско-ленинский социализм. Мы преодолеем наследие колониализма, как бы ни было это трудно, мы построим новое общество...

В Кинкале, центре области Пул

Путешествие на другой континент всегда увлекательно.

Другой мир, другие нравы, иные обычаи.

Чужая, загадочная земля.

Непривычное, необычное замечаешь в первую очередь. Пальмы с кроной, напоминающей гигантский веер. Крокодилы, равнодушные ко всему на свете, в искусственном бассейне во внутреннем дворике отеля «Мижитель» в Пуэнт-Нуаре. Попугай на соседнем балконе, с энтузиазмом

повторяющий неизменное «Бонжур!». Ящерицы в ресторане и холле отеля «Космос», построенного с помощью Советского Союза в Браззавиле.

Шумные, живописные улицы. Продавцы, выложившие прямо на земле свой товар – деревянные фигурки, бусы, кольца, ожерелья из слоновой кости, бумажники и сумочки из кожи питона.

И краски. Звуки. Огромный, неисчерпаемый, ошеломляющий мир Тропической Африки.

Ну что, казалось бы, может быть проще и банальнее, чем вечер отдыха? Чем танцы под оркестр?

На второй день в Браззавиле нас пригласили на вечер, который проводился в «смешанной столовой» местного гарнизона.

Навесы, спасающие от дождя, образуют четырехугольник. А в центре, под открытым небом, площадка, выложенная плитками. А на площадке... Нет, не радуга: семи красок было бы мало, здесь их больше, неизмеримо больше. Голубые джинсы с розовыми и синими вышитыми цветами дополняются брюками оливкового, темно-болотного, нежно-зеленого цвета, всеми оттенками желтого и оранжевого. Одни плотно обтягивают фигуру и умеренно заужены книзу, другие неимоверно расклешены, ширина их внизу доходит до полуметра. И, конечно же, светло-розовые тона у девушек и оранжевые у молодых людей, видимо, сейчас особенно популярные.

Изумляет пластика девушек, их врожденный артистизм. Они не ходят, а несут себя. И не столько на танцплощадке (здесь движения диктуются ритмами), сколько на улице, – пожалуй, именно потому могут поразительно стройные конголезские женщины переносить на голове громадные свертки и корзины: они предпочитают нести тяжесть не в руках, а вот только так, оставляя руки свободными.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены