На старом промысле

С Селюк| опубликовано в номере №533, август 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Когда в местных газетах промелькнуло первое сообщение о почине молодого мастера Ага Гусейна Кафарова, кое - кто из старых нефтяников говорил, пожимая плечами:

- Ну что можно придумать в Бинагадах? Они отживают свой век.

Земля в Бинагадах сплошь перекопана и продырявлена нефтяными скважинами, многим из которых по 20 - 30 и более лет. И вот здесь, на одном из участков старейшего промысла, комсомольско - молодёжная бригада Ага Гусейна Кафарова за четыре месяца увеличила среднесуточную добычу нефти на 40 процентов. Увеличила, не получая новых скважин, без особых материальных затрат. Более того, за эти четыре месяца она сэкономила 17,5 процента средств, отпущенных ей на расходы по участку.

Такой успех уже не мог не привлечь внимания к бригаде А. Кафарова. Кому - кому, а нефтяникам хорошо известно, что каждая лишняя тонна нефти на старом промысле даётся нелегки.

О Кафарове и его бригаде сразу заговорили во всех нефтяных районах Баку. К нему на участок приезжают учиться мастера других промыслов и районов. Его приглашают выступать на собраниях и совещаниях и поделиться опытом своей работы. И Кафаров к этому делу относится с той же высокой ответственностью, как и к добыче нефти на своём участке. Вечерами он сидит и вспоминает, что и как делала бригада, чтобы увеличить добычу нефти, чертит таблицы, диаграммы, графики, чтобы слушатели его нагляднее представили себе его опыт.

Прошло немного времени, а у Кафарова уже немало последователей, и в своём Кировском районе, и в Сталинском и Ленинском районах, и на острове Артёма, и в далёком Кергёзе. Секретарь Кировского райкома партии тов. Багиров сказал нам, что подъём добычи нефти в районе за последнее время объясняется прежде всего тем, что Ага Гусейн Кафаров и его бригада своим примером вселили в мастеров глубокую веру в большие возможности старых промыслов, подсказали им пути использования этих возможностей.

Мастером Ага Гусейн Кафаров работает первый год. Он прошёл обычный путь молодого советского рабочего. Окончив 7 классов, А. Кафаров поступил в школу фабрично - заводского ученичества, затем - в нефтепромысловый техникум.

Старший брат А. Кафарова - инженер - нефтяник, средний - врач - хирург. Одно время под влиянием брата - врача, восторженно влюблённого в свою профессию, он было увлёкся медициной и поступил в медицинский институт.

Внезапная болезнь, а затем война помешали А. Кафарову учиться в институте. Вернувшись из армии, он, не раздумывая, пошёл на промысел.

Ему достался, по общему признанию, самый трудный участок на старом втором промысле треста «Киров - нефть». Участок долго был отстающим, и многие мастера отказывались идти туда работать. О первых днях работы на этом участке А. Кафаров рассказывает сейчас с улыбкой, а тогда не до улыбок было.

- Скважины останавливались очень часто, - говорил он. - Работает и вдруг ни с того ни с сего перестаёт подавать нефть. Только ликвидируем песчаную пробку в одной скважине, смотришь, в другой её натянуло. А там насос заклинился... Бригада скорее всего была похожа на пожарную команду: она бросалась туда, где случалась очередная неприятность. А поскольку неприятности были чуть ли не каждый день, то о росте добычи при таком положении люди и не думали, старались лишь бы поддержать её на том уровне, до которого она раньше упала. Но нельзя же без конца быть и отстающих.

Мы стали думать и советоваться: нельзя ли удлинить межремонтный период работы скважины...

Старший геолог промысла тов. Айолла был немало удивлён, когда А. Кафаров попросил его показать архивные документы по каждой буровой за несколько лет. Много вечеров они просидели вдвоём за пухлыми папками с чертежами, картограммами, старыми сводками, таблицами, изучая все изменения, происшедшие в буровых за последние годы. Они установили тщательный контроль за работой скважин, периодически исследовали их динамографом и другими контрольно - измерительными приборами. Сопоставлялось прошлое и настоящее в главном и в деталях, рождались выводы и замыслы.

В этой большой, поистине научно - исследовательской работе участвовала вся бригада. Особенно горячо брались за любое поручение комсомольцы Рафик Эйвазов, А. Мелкумян, В. Борисов и другие. Мастер обстоятельно разъяснял бригаде значение исследований скважин, свои замыслы, и молодые рабочие нередко оставались после смены, чтобы закончить исследование. Они вносили в эту работу много смекалки и изобретательности.

Главный вывод был такой: за последние годы в скважинах произошли естественные большие изменения, а технологический режим эксплоатации многих из них остался почти неизменным. Привести режим работы в соответствие с силой нефтяного пласта, сделать так, чтобы этот режим возможно полнее отвечал притоку жидкости из пласта к забою буровой, полнее использовать богатые возможности новой техники и приборов - таково было решение, общая задача.

Но с чего начать? Молодой мастер начал с самого трудного, с особенно капризной скважины № 4006. В прошлом году её останавливали на ремонт 24 раза. А. Кафаров детально исследовал её и только после этого наметил характер ремонта и разработал для неё новый режим работы. Скважина не только перестала капризничать, но и на 25 процентов увеличила подачу нефти. Межремонтный период работы её увеличился в 5 раз.

Дальнейшая работа убедила мастера в том, что хотя все скважины находятся на одной площади, на одном участке, но каждая из них отличается своим характером, требует своего подхода, не терпит шаблона. В старой буровой № 3050, которую многие считали безнадёжной, часто образовывались песчаные пробки. Нельзя ли избежать этих частых засорений? Нельзя ли сделать так, чтобы частицы песка вместе с нефтью выносились из скважины и не оседали там? - на эти вопросы А. Кафаров настойчиво искал ответа. И нашёл. После ремонта скважина стала давать нефти в 5 раз больше прежнего, а период работы её между ремонтами увеличился с 18 до 40 дней.

Так, от скважины к скважине, изо дня в день велась кропотливая творческая работа, совершенствовался технологический режим, рождались и закреплялись новые правила работы бригады, разумно обоснованные графики и планы.

Если в прошлом году скважины «а участке бригады останавливались на ремонт в среднем через каждые 26 дней, то в нынешнем году они работают без ремонта по 75 дней и дают нефти на 40 процентов больше. Резко сократив количество ремонтов, бригада А. Кафарова увеличила этим время производительной работы буровых, сэкономила много материалов и средств.

Нельзя не упомянуть и о другом важном деле. Бригада А. Кафарова одной из первых включилась в поход комсомольцев и молодёжи нефтяных промыслов Азербайджана за возрождение старых, давно остановленных скважин. В нынешнем году она восстановила и ввела в действие восемь таких скважин, некоторые из них были остановлены как безнадёжные, отжившие свой век, много лет тому назад.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Молодые силы

Из романа «Земля Кузнецкая»