На новом этапе

опубликовано в номере №231, Октябрь 1932
  • В закладки
  • Вставить в блог

Творческий смотр молодежной литературы, который провел комсомол зимой и весной этого года, сыграл значительную роль в оживлении всей литературной жизни страны и благотворно отразился на работе низовых литкружков.

Выступление т. Косарева на пленуме ЦК ЛКСМУ и итоги смотра со всей остротой выдвинули перед писателями проблему создания положительного образа в литературе, проблему создания типа молодого героя нашей эпохи.

Историческое решение ЦК ВКП(б) о перестройке литорганизаций требует от комсомола и от всех организаций рабочего класса еще большего внимания к вопросам художественной литературы, являющейся в руках партии несравненным оружием воспитания миллионных масс строителей бесклассового общества. Между тем после проведения творческого смотра ряд комсомольских организаций ослабил начатую работу, предоставив литкружкам нестись «по воле волн»... Творческое соревнование литкружков, которое развертывает оргкомитет Союза советских писателей, не находит еще достаточно активной помощи со стороны местных комсомольских организаций.

В июне этого года на одном из занятий литкружка завода «Электропровод» при участии писателя Федора Гладкова у литкружковцев возникла мысль: провести конкурс на лучшее художественное произведение - стихотворение, очерк, рассказ. Думали проводить конкурс на страницах своей многотиражки, в рамках одного завода. Непреодоленное влияние рапповских методов работы сказалось в том, что в кружке С самого начала ограничили размах конкурса: писать только о борьбе за экономическую независимость. Этим конечно искажалась роль конкурса как новой формы творческого соревнования ударников.

Инициатива электропроводцев была поддержана на заводе им. Лепсе и редакцией «Смены». Неправильная, непартийная установка, на ограничение тематики с помощью «Смены» и руководителей кружка была отброшена. Решено было в соответствии с указаниями Владимира Ильича дать полный простор творческой инициативе, не связывать участников конкурса никакими тематическими и формальными ограничениями. Идейная насыщенность и высокое художественное качество произведения - вот единственное требование к конкурсным работам.

Являясь органическим проявлением смотра молодежной литературы, конкурс должен стать творческим экзаменом, проверкой для всех призванных в литературу ударников. Он должен способствовать оживлению работы литературных кружков, повышению качества, учебы литударников и быстрейшему их творческому росту.

Идея конкурса быстро облетела литкружки Москвы. Едва в «Смене» (№ 15) появились условия конкурса и статья, т. Гладкова, как в редакцию стали поступать заявления литкружков об их желании участвовать в конкурсе, а некоторые товарищи поспешили даже прислать свои произведения. Откликнулась не только Москва, но и Ленинград и Донбасс.

Оркомитет Союза советских писателей, рассматривая конкурс «Смены» как продолжение творческого смотра молодежной литературы, поддержал инициативу и организовал вместе с редакцией слет московских литкружков, положивший начало общемосковскому конкурсу.

Сорокалетие писательской работы лучшего ударнике мировой литературы - Максима Горького - и начало конкурса московских литударников были отмечены на вечере 11 сентября в Доме советской литературы.

«Мы будем учиться по твоим книгам...»

Этот вечер был настоящим праздником для московских литкружковцев. Снова заговорила, забурлила литературная смена. Собралось больше двухсот человек. Здесь «Электропровод» и АМО, и завод им. Лепсе, и Электрозавод. На вечер старта литконкурса пришел литературный и комсомольский актив крупнейших предприятий столицы. Слет открывает по поручению оргкомитета Союза советских писателей т. Ю. Березовский. Он отмечает, что начало конкурса совпадает с близящимся юбилеем Максима Горького и это накладывает особые обязательства на литударников. Литературная молодежь должна учиться у Горького его высокому, непреклонному мужеству в борьбе за дело рабочего класса, его уменью в этой борьбе овладевать всеми высотами человеческой культуры. Смысл и значение конкурса, проводимого комсомолом и оргкомитетом, заключаются в том, чтобы энергичнее двинуть дело перестройки литературных кружков, помочь литературному молодняку овладеть новыми высотами культуры.

Писатель должен быть культурным. А культура - это не только сумма общеобразовательных знаний, но и политический кругозор, и уровень мышления, и развитие художественного вкуса, и т. д. Конкурс должен подстегнуть работу литкружков в этом направлении, помочь перестройке, дать простор в развитии всех жанров - стихи, очерки, рассказы, фельетоны, пьесы, рецензии и т. д.

Привлечение квалифицированных писательских кадров к консультационной работе во время конкурса поможет успешному решению этой задачи.

Тов. Березовский предоставляет слово литкружковцу завода «Электропровод». От имени собравшихся т. Животинский предлагает послать Максиму Горькому приветственное письмо с просьбой принять участие в жюри конкурса.

«Мы учились и будем учиться по твоим книгам разоблачать старый мир насилия и лжи и бороться за бесклассовое общество коммунизма, - читает т. Животинский. - Всю жизнь ты. Алексей Максимович, боролся за рост новых писателей из гущи рабочего класса, помогал и вывел на дорогу сотни из них. Мы знаем, что лучшим подарком для тебя были бы хорошие книги наших ребят, хорошие повести, очерки, поэмы. Творческое соревнование, которое мы развернем в ходе конкурса, заставит нас приложить все усилия, чтобы не ударить лицом в грязь и чтобы дать максимум идейного и художественного качества в своих вещах...»

Дружными аплодисментами слет принимает текст письма к Алексею Максимовичу.

Отбросить ермиловскую и литфронтовскую рецептуру

Доклад о задачах конкурса делает ответственный редактор журнала «Смена» т. Вельмин. Отметив принципиальное значение кон курса как продолжение начатого комсомолом творческого смотра молодежной литературы, докладчик останавливается на коренном вопросе литературного движения - вопросе о показе героя нашей эпохи.

- Мы должны всеми средствами большевистской критики, - говорит т. Вельмин, - уберечь от такой опасности, как подмена показа героя нашей эпохи - ударника - показом раздвоенной личности, образом индивидуума, воюющего с мельницами, образом индивидуума, у которого беспрестанно и мучительно борются в сознании капиталистические и социалистические черты психологии. Товарищам известны и примеры в нашей литературе и та критика из бывшего руководства РАПП, которая хотела оправдать показ такого героя как показ положительного героя нашей эпохи.

Наш герой совершенно отличен от того об раза, который проповедывался Ермиловым, дан в романах Либединского и т. д. А с другой стороны нам совершенно чужды и те схематические, безличные фигуры, созданные вместо плоти и крови из анкет и биографий, этакие «Сергеи - пролетарии» из известной вульгарной песни, которые в свое время по существу пропагандировались некоторыми лидерами Лит - фронта.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 7-м номере читайте о трагической судьбе царевича Алексея, о жизни и творчестве  писателя, чьи произведения нам всем знакомы с детства – Евгения Шварца, о Рузском музее – старейшем  в Подмосковье, покровителях супружеской жизни святых Петре и Февронии, о единственной и несравненной королеве Марго, окончание детектива Наталии Солдатовой «Химера» и много другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Быт подполья

Воспоминания о Деникинском подполье 1919 г. в Харькове

Красная черта

Из записной книжки