На крыльях времени

О Воронова| опубликовано в номере №987, июль 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Строго реалистические по форме, произведения неожиданно оборачиваются к зрителю мечтательно-романтическим аспектом. Теплота и сердечное участие движут рукой художников. В них не показное бодрячество, но истинный, рожденный каждодневным преодолением трудностей оптимизм, подлинно гуманистическое отношение к жизни и к людям. Для современной молодой живописи нет мелких, случайных, ничтожных дел; нет незначительных людей в нашем мире. Все трудятся для общей цели.

Возникает ощущение непрерывности людской цепи, взаимосвязанности людского потока, каждого человека со всей страной, со всем человечеством — с жизнью.

Окружив мать, могучие, стоят молодые герои алма-атинского живописца К. Шаяхметова («Сыновья»). На их лицах вся сложность раздумий — раздумий о судьбе и о работе; о том, что связывает их и старую мать с землей, матерью всего живого и сущего; о своем единстве с окружающим их цветущим, радостным садом. К. Шаяхметов не жалеет сочной яркости красок, чтобы рассказать о плодородии казахской земли: высоко поднимается зеленая трава, солнечным соком налиты плоды. Его полотно — олицетворение мира. Но как далеко оно от идиллии!

Все изобилие держится на плечах, на рабочих руках — и не удивительно, что лица сыновей так же суровы и сосредоточенно-напряженны, как лица изображенных Коваленко сталеваров. У каждого свое дело, но обязанность у всех одна — отстаивать, оберегать землю, мир, жизнь.

И «Сыновья», и «Рыбаки», и «Сталевары у пульта» — работы эпического, монументального плана, Художники сознательно уходят от всего, что может приблизиться к бытописательству или наивной повествовательности анекдота о том, как мальчик схватил двойку. Их полотна требуют зрительского размышления — они ставят серьезные проблемы времени. Им уже мало пластики, то есть жизни, построенной по законам красоты. Мысль как таковая становится подлинным героем полотен, мысль, требующая ответной реакции зрителя. Рождаются полотна, стоящие на грани полемики. Имеет ли право тот, кто не думает, называться настоящим человеком? — как бы спрашивают художники.

Сосредоточенно, углубленно, пристально размышляют молодые художники на картине москвича Дмитрия Жилинского «В мастерской скульптора. Студенты». С высоким артистизмом передает живописец вдохновенную и мучительную работу их мысли. Эту напряженность разделяет и их учитель. Только один персонаж картины — стоящая на возвышении натурщица — ни о чем не думает. И — удивительное дело! — это безмыслие сразу делает ее вялой, аморфной, пластически выводит из круга живых людей. Приходится убеждать себя, что это великолепное бело-розовое тело не манекен.

Рождается насыщенный морально-этическими представлениями портрет, не просто констатирующий жизненные фанты, но устанавливающий гармонические связи человека с окружающим его миром. Портрет, в котором сливаются воедино размышление, обобщение и требование активности. Портрет, захватывающий не только темпераментностью мазков и красотой цветосочетаний, но и динамикой мысли. Портрет, который заставляет зрителя задуматься не только над изображенным на холсте, но и — в первую, быть может, очередь— над самим собой. Задуматься над своим пониманием честности, верности долгу, бескомпромиссности, над тем, по каким моральным и этическим нормам построена его жизнь.

Художники видят и хотят видеть современника исполненным собственного достоинства и отзывчивым, гордым и добрым, мыслящим и чутким, верным своей рабочей чести и долгу, великим идеалам коммунизма. Бесстрашным, как Кубышкин у « Мосина. Преданным своему делу, как коваленковские сталевары. Озабоченным им, кап герои Шаяхметова. Короче говоря, взволнованным судьбами страны, мира. Во всех произведениях, которые я называла, в сотнях тех, что не названы, подтекстом пробивается непоколебимая уверенность: наш молодой современник не просто житель планеты. Он лицо ответственное. Ответственное за все, происходящее на земле,— за любовь и красоту, за беды и радости, за войну и мир.

«Искусство создается не для украшения квартир,— сказал один из крупнейших художников нашего века Пикассо.— Оно наступательное и оборонительное оружие», помогающее людям в поисках правды, добра, справедливости. Силой и выразительностью своих образов молодые советские живописцы убеждают своих современников в их творческой мощи, в необходимости стоять на страже жизни и быть непримиримым к любому виду самоуспокоенности и душевной ограниченности. Они перестали быть созерцателями, коллекционерами фактов и взялись за оружие, вбирающее в себя большую правду жизни.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Рай без памяти

Фантастический роман. Продолжение. Начало см. №№ 11, 12.