На фармзаводе

В Якубович| опубликовано в номере №36, август 1925
  • В закладки
  • Вставить в блог

Химико-фармацевтический завод им. Семашко

СВОЕОБРАЗНЫМ ароматом духов, скипидара, кислот, приторно - сладким запахом касторки, мятного масла, перца и вообще целым букетом самых разнородных запахов встречает фармацевтический завод.

В двенадцати его отделах приготовляют различные препараты и специи от духов до горчицы, от фотопластинок до сапожного крема и от безобидной синьки до ядовитого ляписа. Около тысячи рабочих занято в его мастерских. Сейчас завод работает полным ходом. Здесь производственная программа меняется сообразно времени года. Выработка одного препарата уступает место изготовлению другого - более ходкого, более нужного в этот момент.

Много отделов имеет завод. Каждый как отдельная маленькая фабрика. Рабочие в белых халатах быстро делают привычное.

Вот один из отделов. Металлический мягкий звон. Будто музыкальную машину настраивают. Здесь производство гуталина - сапожного крема. Тысячи баночек разбрасываются по столам привычными движениями.

Звенят баночки - коробочки, устанавливаясь на столы - счетчики. Из больших котлов, черпая гуталин полужидкий, наливают работницы коробочки. Другие закрывают коробочки крышками.

Третьи пакуют по дюжинам...

Так, проходя несколько этапов, коробки гуталина принимают тот вид, который мы привыкли видеть при их покупке.

Это производство сезонное - летнее. Пройдет лето, наступит дождливая осень, и взамен гуталина в этих же мастерских будут вырабатывать штемпельную краску, чернила.

А теперь 55 рабочих в месяц изготовляют 800 000 коробок крема.

В этом отделе, так похожем на мельницу, где мука летает по всему помещению, где мягко жужжат приводные ремни и шуршат жернова - изготовляют зубной порошок.

Непрерывной струей сыплется меловая мука размолотая с душистым мятным маслом. Запакованная в зеленые нарядные коробочки она разойдется во все уголки СССР.

Наглухо заперта дверь. Долго не отворяют ее. Здесь все напоминаем какую - то лабораторию для изготовления каких - то ужасных вещей - ядов и гранат... Здесь из настоящего, ценного серебра, что слитками поступает сюда, путем долгой переработки получают ляпис. Комната сплошь установлена колбами, ретортами, фарфоровыми тиглями. В них серебро растворяют азотной кислотой. Затем выпаривают досуха, затем подвергают всевозможным сложным и длинным процессам и, когда получатся белые кристаллы пластинки, их плавят в длинные палочки и затем пакуют.

На сто килограмм ляписа идет 75 килограмм чистого серебра. Поэтому так тщательно закрывается дверь в это отделение. Если какой - либо смельчак захочет взять рукой серебро, что растворяется в фарфоровых чанах и опустит руку в эту губительную смесь серебра и азотной кислоты - беда неминуема. Страшные ожоги будут наказанием за любопытство.

Едкий запах уксусной кислоты. Вытяжные шкафы немного уменьшают этот разъедающий глаза, нос, горло режущий запах. В уксусном отделении работа идет усиленным темпом и дает до 30% переработки, несмотря на то, что в год, когда ребром стал вопрос: или усиленная работа, или закрыть завод, то норму выработки сами рабочие увеличили чуть не на 20%, и она значительно выше нормы уксусных заводов.

Мрачные, похожие на таинственные подземелья фантастических романов, мастерские фотографических пластинок.

Освещенные редкими багрово - алыми фонарями работницы возятся у машины, что наливает на бесконечное число стеклянных пластинок белую густую массу.

Это светочувствительная эмульсия, и потому, пока пластинки не будут высушены и упакованы наглухо в коробки - они не увидят дневного света. В этих темных залах некоторые работницы работают более 10 лет.

Склад готового товара. Сюда, без помощи рабочей силы, подаются из отделов механическим путем готовая продукция. Это недавняя установка - механизация рабочего труда, которая сократила раз в 20 труд рабочих, которые были заняты подтаскиванием готовых изделий.

Во дворе навалены доски, бревна, железо, кирпич... Это строительные материалы для ремонтируемых отделов и мастерских, пуск которых должен еще больше увеличить продукцию, которая уже теперь по некоторым отделам достигает 300% задания.

Сравнительно недавно завод стал твердо на ноги.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Плавучая крепость

Из путевого дневника

Повстанье Андрия Заливчого

Из истории гражданской войны на Украине