На арене – Олег Попов

М Кафанова| опубликовано в номере №717, апрель 1957
  • В закладки
  • Вставить в блог

Варшава, декабрь 1956 года... Зал Гвардий, вмещающий более пяти тысяч человек сверкает разноцветными огнями Прожекторы бросают ослепительные лучи света на афиши, плакаты. Гремит музыка. Здесь проходит Первый Международный фестиваль цирков.

Приезд советских мастеров арены, завоевавших во время гастролей по Европе славу лучших в мире, придает фестивалю особую праздничность. В день показа программы советского цирка Зал Гвардии был переполнен.

... Медленно кружится под самым куполом никелированная ракета. С неподражаемой легкостью выполняют на ней сложнейшие упражнения воздушные гимнасты Елена Синьковская и Виктор Лисин. Их сменяют акробаты - группа Плинер. Затем выступает балансер на одной руке Лев Осинский... Но вот на залитом светом манеже появляется паренек в черной бархатной курточке и узеньких брючках; на белой рубашке алеет маленький красный бантик. Это клоун Олег Попов. Он выходит на середину арены, снимает клетчатую кепку и, оглядевшись по сторонам, улыбается. И сразу тонкие льдинки настороженности и ожидания, еще за минуту перед этим сковывавшие зал, тают. Зрители отвечают клоуну такой же ласковой, теплой улыбкой.

Олег совсем не похож на знакомого нам с детства циркового «рыжего». Но разница эта не только в том, что у Попова нет соломенного парика, непомерно длинных ботинок, уродливого красного носа. Герой, которого создает на арене актер, отличается от традиционных клоунов своей сущностью, внутренним обликом. Это проказливый, симпатичный парень, любящий пошутить, посмеяться. Он не прочь разыграть, подурачить кого - нибудь. Олег Попов почти не разговаривает на арене, но и без слов умеет он рассмешить зрителя. Он находит смешное в тонком и остроумном пародировании номеров своих товарищей. И каждая такая реприза - пародия является сама по себе виртуозным цирковым номером.

Олег Попов нерешительно подходит к провисающей между двумя столбами проволоке и с большим трудом взбирается на нее. Он неуклюже раскачивается, еле удерживая равновесие и рискуя каждую секунду свалиться. Но постепенно движения его становятся все более уверенными. Он, небрежно играя тросточкой, разгуливает по проволоке; сняв пиджак и подложив под голову кепку, ложится отдохнуть. И в конце концов, стоя на одной ноге и держа в зубах крючок с вертящейся галошей, балансирует С кольцами. Эксцентрик на свободной проволоке! Собственно, с этого семь лет назад и начался артистический путь Олега Попова.

Олег Попов родился в рабочей семье. Он учился в обычной московской школе, вместе со своими сверстниками гонял голубей, мечтал стать то летчиком, то пограничником, то водителем трамвая, то контролером на стадионе «Динамо». И только о профессии циркового клоуна он никогда не думал.

В годы войны Олегу пришлось оставить школу и поступить учеником слесаря на комбинат «Правда». Он много работал, помогал матери. Но возраст брал свое: несмотря на все трудности и невзгоды, Олег оставался жизнерадостным, любопытным. Поблизости от комбината «Правда» находится Училище циркового искусства. В свободные минуты Олег бегал туда посмотреть, как занимаются в большом спортивном зале юноши и девушки. Очень скоро он познакомился с будущими артистами.

- Вот бы мне научиться делать такие штуки! - как - то сказал Олег с завистью.

- А ты поступай к нам, - посоветовали ему ребята.

И вот Олег - студент циркового училища. Дома он поначалу об этом не сказал: все равно, мол, ничего не получится. Но шли месяцы, и учеба все больше увлекала юношу. Он занимался акробатикой и прыжками, жонглировал, ходил по канату.

Вскоре преподаватель Морозов, подметив у Олега комедийное дарование, предложил ему готовить номер «Эксцентриада на свободной проволоке». Олег начал тренироваться. Он сам придумывал для номера трюки, сочинял целые сценки. Окончив училище, Олег Попов выступал в Москве и в различных городах страны. «Эксцентриада на свободной проволоке» была блестящим, остроумным номером, быстро завоевавшим любовь зрителей. Но, как это часто бывает в искусстве, открыть свое истинное призвание помог Олегу случай.

Попов выступал с труппой в Саратове. Неожиданно заболел коверный. Дирекция цирка попросила Олега «выручить программу», и он согласился. Именно тогда, в дни своих первых выступлений на ковре, Олег, будучи еще совсем молодым и неопытным клоуном, постиг чрезвычайно важную для своего искусства истину. Он понял: чтобы быть смешным, вовсе не нужно быть безобразным и глупым, получать отовсюду пинки и плакать, разбрызгивая фонтаны слез. Надо смешить, не унижаясь до пошлости и грубости, надо заражать зрителя своей жизнерадостностью, веселостью. Вот почему искусство клоуна Олега Попова, теперь уже зрелого мастера, так обаятельно и человечно. Он полюбился нашему взыскательному зрителю.

В прошлом году Олег Попов в составе советской цирковой труппы совершил гастрольную поездку по Западной Европе. Она превратилась в блестящий триумф молодого артиста. Публика Брюсселя и Антверпена, Парижа и Лиона, Лондона и Берлина неистово аплодировала необыкновенному клоуну. Газеты величали его «магистрам хохота» и «мастером говорящего молчания». Они писали: «Этот шутник из страны Пушкина и Гоголя продолжает прекрасную традицию улыбки». Человеколюбивым и благородным искусством Олега Попова восхищались не только простые зрители, но и его «собратья по смеху», выдающиеся зарубежные комические артисты - клоуны Завата, Боб Хоуп, знаменитый мимист Марсель Марсо.

... Зал Гвардии в Варшаве. Идет заключительное представление Международного фестиваля цирков - парад медалистов. Олег Попов, удостоенный двух золотых медалей как лучший коверный и как лучший эксцентрик, ведет программу. И снова зал гремит от восторженных аплодисментов, собравшиеся приветствуют Олега Попова и в его лице все передовое советское искусство.

Минувшей зимой Олег Попов снова выступал на арене родного Московского цирка. Он, как всегда, скромен, трудолюбив, требователен к себе. Олег Попов полон творческих исканий и планов. Он постоянно обогащает свой репертуар, ищет новых форм в своем веселом искусстве. Сейчас вместе с коллективом цирка, вместе со всей советской молодежью Попов готовится к замечательному празднику юности - VI Всемирному фестивалю.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены