«Музыка – душа моя»

В Ныркова| опубликовано в номере №713, февраль 1957
  • В закладки
  • Вставить в блог

К 100-летию со дня смерти М. И. Глинки

Михаил Иванович Глинка - основоположник классической национальной музыки. Его творчество, разнообразное и многогранное, явилось подлинным выражением неукротимой силы, богатырской мощи, души родного народа. И именно поэтому впечатление особенной красоты, чего - то бесконечно близкого захватывает нас, когда мы слушаем музыку Глинки. Вспомните народный плясовой мотив «Камаринской». Сопровождаемый присказками, прибаутками, бесконечно варьируясь и развиваясь, столетиями живет в нашем народе этот мотив, передаваясь из поколения в поколение. Глинка написал на него большое оркестровое произведение. Полная искреннего задора и широкой удали музыка «Камаринской» ярко раскрывает своеобразие, духовное богатство русского человека.

Композитор считал, что основой творчества должно быть народное искусство. «Создает музыку народ, - говорил он, - а - мы, художники, только ее аранжируем». Глинке, как никому другому, удалось глубоко проникнуть в самые сокровенные думы и чувства русского народа, раскрыть всю прелесть народных сказок, былин, песен, этих неиссякаемых источников, питающих искусство.

Еще мальчиком в родовом поместье Новоспасском, Смоленской губернии. Глинка заслушивался крестьянскими песнями. «И, может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку», - вспоминал спустя много лет Глинка.

С произведениями многих композиторов Глинка ознакомился, слушая крепостной оркестр у своего дяди в Шмакове. Постепенно накапливалась и усиливалась в его душе любовь к музыке. Ребенком как - то в приливе необъяснимого чувства Глинка воскликнул:

«Музыка - душа моя». В то время он не знал, что эти слова станут девизом всей его жизни.

...1812 - й год. Русский народ, преисполненный великой решимости отстоять свою Родину, разбил армию Наполеона. Преследуя отступающего противника, русская армия освободила от наполеоновского ига другие народы Европы. Все эти события глубоко отразились в сознании будущего композитора. С детской впечатлительностью воспринимал Глинка рассказы о простых людях, защищавших Отчизну, о подвигах солдат и офицеров. Образы патриотов родной земли, отдавших за нее жизнь, оставили неизгладимый след в юной душе.

Когда отгремела война. Глинка с родителями возвратился в родные места. Под руководством домашних учителей он продолжал свое образование. Тринадцати лет родители определили его в Благородный пансион при Главном педагогическом институте в Петербурге - одно из закрытых учебных заведений, где обучались дети дворян.

Глинка провел в пансионе пять лет. Преуспевая в занятиях, он всегда находил время и дли музыки, хотя последняя не считалась обязательной и преподавалась за особую плату. Здесь к концу учебы Глинка сочинил первые музыкальные произведения - небольшие пьесы для фортепиано, романсы.

Отец будущего композитора хотел видеть сына чиновником. Глинка поступил в Петербурге на работу в качестве помощника секретаря Главного управления путей сообщения и несколько лет работал там. Сколько внутренней борьбы, сомнений, тревог, а порой и отчаяния пришлось преодолеть молодому композитору, пока он не пришел к окончательному и бесповоротному решению бросить службу и посвятить себя искусству! В 1828 году он вышел в отставку и смог, наконец, отдать все силы музыке.

Уже ранние произведения Глинки привлекли внимание не только русской общественности, но и зарубежных ценителей музыки. Находясь в Италии, он написал ряд произведений, которые были изданы в Милане. Однако сам композитор не считал эти работы совершенными. Возвратившись в 1834 году из Италии, он начал работать над героико - патриотической оперой «Иван Сусанин», сюжет которой взят из истории борьбы русского народа с польскими интервентами в начале XVII века.

Композитору удалось с удивительной сердечностью передать живой образ костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, в котором как бы воплотились лучшие черты русского народа. Столкнувшись с врагом, осознав всю меру ответственности за судьбу родной земли, Иван Сусанин, не колеблясь, отдает жизнь за горячо любимую Отчизну.

Премьера оперы состоялась в 1836 году. В письме к матери Глинка писал: «Долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом...»

Но слова автора относились лишь к передовым слоям общества. Придворная же аристократия встретила новую оперу более чем холодно; народный характер ее пришелся не по вкусу дворянской верхушке. «Кучерская музыка!» - восклицали высокопоставленные крепостники.

Глинка резонно отвечал им: «Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по - моему, дельнее господ!».

После постановки оперы «Иван Сусанин» Глинке предложили должность капельмейстера придворной певческой капеллы в Петербурге. Одновременно он преподавал в Театральной школе и начал работу над новой оперой - «Руслан и Людмила».

Служба в капелле, неприятности, связанные с неудачной женитьбой, отвлекали Глинку и мешали сосредоточенно работать над оперой. Закончил он ее лишь в 1842 году. Это произведение положило начало развитию в русской музыке нового направления - народного эпоса. Победа богатыря Руслана над темными силами злого волшебника Черномора воспринимается как торжество справедливости и освобождения народа от вражеского угнетения.

Горячий патриот, проникновенный знаток русской народной музыки, Глинка в то же время интересовался музыкальной культурой других народов. Это нашло отражение и в его творчестве. Не случайно для персидского хора в замке волшебницы Наины - «Ложится в поле мрак ночной» - Глинка использовал персидские народные мотивы. Художник Айвазовский вспоминал: «Я часто наигрывал на скрипке ему (Глинке) татарские песни, слышанные мною в детстве еще в Крыму, и он их перенес потом в «Руслана и Людмилу».

А. П. Керн, которой Пушкин посвятил известное стихотворение «Я помню чудное мгновенье», послужившее темой для романса Глинки, в своих воспоминаниях отмечала: «Приехав на одну станцию, мы заметили, что он (Глинка) с карандашом в руке и листком бумаги, стоя за полуразрушенным сараем, что - то пишет, а его возница перед ним поет какую - то песню. Передавши бумаге, что ему нужно было, он подвел чухонца к нам и заставил его пропеть свою песню. Из этого мурлыканья чухонца Глинка выработал тот самый мотив, который так ласково и грустно звучит в арии Финна, в опере «Руслан и Людмила».

Однако первое представление «Руслана и Людмилы», состоявшееся в 1842 году, успеха не имело. Царь, присутствовавший на спектакле, демонстративно уехал до окончания действия. Начались нападки на оперу, которую объявили неудачной. В 1845 году она была снята со столичной сцены.

Композитор, огорченный этим, вскоре предпринял новую заграничную поездку - в Испанию, где знакомился с достопримечательностями страны, ее народной музыкой, танцами. Творческим результатом этого путешествия явились два оркестровых произведения: «Ночь в Мадриде», «Арагонская хота», - фортепианная миниатюра «Андалузский танец» и другие.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены