«Мозовая атака»

Л Шароль| опубликовано в номере №917, август 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Человек или машина?

Тысячелетия человеческий мозг беспрекословно считался высшим достижением природы. Не возникало даже сомнений, что у него может появиться соперник. Увы, мнения иной раз похожи на маятник. Настал 1951 год, заработали первые электронно-вычислительные гиганты, и возник тезис: «Машины обошли мозг!»

В конце концов сработал универсальный принцип: мир познается сравнением. Объективное же сравнение (без «гуманитарных» эмоций и «физических» перехлестов) живого мозга с кибернетическими системами привело к удивительным выводам.

Да, буйно эволюционирующие «умные машины» обладают целым комплексом выдающихся свойств. Однако «серое вещество» на этом блестящем фоне отнюдь не блекнет. Наоборот, именно теперь особенно ярко заиграли некоторые феномены человеческой психики. Напомним некоторые из них.

Математик Джон Нейман подсчитал, что память современного человека может вместить 10 условных единиц информации. Это примерно равно информационному фонду библиотеки имени В. И. Ленина. (Ни одна из современных электронных машин не смеет и мечтать о такой памяти.)

Луи Пастер сделал все свои открытия, имея лишь одну половину мозга, другая была атрофирована в результате кровоизлияния. (Современные вычислительные устройства, как правило, прекращают работать после выхода из строя одного или нескольких своих элементов.)

В Париже живет знаменитый феномен - счетчик Луи Дагбер, производящий в уме головокружительные вычисления. Например, за несколько секунд он извлекает корень шестой степени из числа 40 242 074 782 776 576. (Быстрее, чем любая электронная машина).

Итак, вывод: мозг «Homo sapiens», то есть человека, обладает колоссальными резервами. Но можно ли их реализовать?

Кора и подкорка

Как заставить наш мозг работать с большим КПД. На этот счет существует довольно распространенное мнение. Студенты трансформировали его в тезис: «Упрись рогом - пробьешь любую стенку!»

Увы, работоспособность, усидчивость, упорство не всегда приводят к победе. (Вспомним печальный опыт графоманов.) Мозг не бурильный станок, а высочайшая, необычайно сложная система, ключик к которой подобрать не так-то легко.

Предельно упрощая, можно сказать, что наш мозг состоит из двух систем: коры и подкорки. Общеизвестно: подкорка - древний отдел мозга, существовавший еще на заре человечества; кора, или большие полушария, - новое образование, свойственное главным образом «человеку разумному». Кора - сфера мыслительной, рациональной деятельности человека, подкорка - чувственной, эмоциональной. (Повторяем: при предельном упрощении.)

Вопреки одно время бытовавшему мнению подкорка весьма существенно влияет на нашу жизнедеятельность. Многие ученые сегодня считают, что именно в этом «таинственном» отделе мозга берут начало источники таких категорий, кан вдохновение, талант и т. п.

К сожалению, мы очень мало знаем о принципах работы этого удивительного механизма и совершенно не умеем управлять им.

Ситуация с корой до самого последнего времени тоже была не из блестящих. Да, мы умеем мыслить. Считается, что с каждым десятилетием человек делает эту операцию все лучше и лучше.

Но мы мыслим в основном стихийно. Правда, существуют законы педагогики, пользуясь которыми учителя вот уже много столетий обучают миллионы людей умению думать, то есть ставить и решать задачи. Однако анализ, проведенный в последние годы кибернетиками, обнаружил: большинство педагогических канонов крайне приблизительно и отнюдь не оптимально. (Вот, Кстати, почему треть своей жизни, притом лучшую, миллионы людей во всем мире тратят на учение, то есть на усвоение того, что уже известно, что накоплено предыдущими поколениями.)

Мы не будем подробно останавливаться на теории и методах «программированного обучения». Это направление очень интенсивно и весьма успешно развивается сегодня у нас и за рубежом. Заметим только: «кибернетическая педагогика», когда она войдет в силу, станет, очевидно, одним из самых радикальных средств, с помощью которого человек будет управлять работой коры своего мозга. (Цель программированного обучения, обучающих машин - по-научному формировать мышление ученика, учить мыслить, запоминать. творить. Уже первые опыты показывают: обучение при этом ускоряется в 2 - 3 раза, во столько же раз возрастает отдача. И это лишь начало.)

Итак, с корой дело как будто бы налаживается. А с подкоркой?

«Искусственный гений»

Несколько лет назад один из крупнейших современных кибернетиков, Уильям Росс Эшби, выдвинул идею создания «искусственного гения», или «усилителя умственных способностей».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены