Москва без троллейбусов

Никита Аронов|9 Декабря 2010, 17:29
  • В закладки
  • Вставить в блог

В народе прошел тревожный слух: чиновники надумали извести в центре Москвы троллейбусы

Иллюстрация: Роман Фофанов

Троллейбус (Autobus cornuta), близкий родственник автобуса городского (Autobus urbanus) — крупный рогатый представитель общественного транспорта. Троллейбусы по природе своей пугливы и предпочитают не путешествовать в одиночку. Чаще всего можно встретить стаи по две-три особи. Иногда троллейбусы сбиваются в большие стада и тогда уже, никого не боясь, мирно пасутся на месте, опустив рога.

Первыми на людей троллейбусы не нападают, но в силу общей неповоротливости давят иногда ненароком какую‑нибудь бабушку. С автомобилями, покушающимися на их территорию, рогатые могут быть агрессивны и тогда при помощи мощного бампера способны нанести противнику тяжкие увечья.

Приручить и обуздать троллейбус нелегко. Тем интереснее наблюдать, как раз в год смелые водители собираются, чтобы продемонстрировать свое мастерство. Это редкое и красивое зрелище. Вдали от машин, светофоров и прочих помех уличного движения дрессированные рогатые смирно ездят змейкой, огибают препятствия и заезжают в квадрат, отмеченный красными флажками, — в общем, делают то, что трудно ожидать от такого неповоротливого зверя. На сегодняшний день звание троллейбусного виртуоза официально носит Ирина Александровна Михайлова из 6‑го парка.

Троллейбусы не эндемичный для Москвы вид. К нам он был завезен в 1933 году Сталиным, который собирался таким образом вытеснить казавшийся ему архаичным трамвай. Первый собранный на Ярославском автозаводе деревянный еще троллейбус преподносили публике как «трамвай без рельсов».

Одной из причуд Сталина были троллейбусы двухэтажные. В 1937 году из Англии выписали прекрасный экземпляр и в громадной клетке привезли пароходом в Ленинград, а оттуда перегнали в Москву. Исполин совершал регулярные рейсы по улице Горького, где для него специально подняли на один метр контактную сеть. Два года спустя «англичанина» клонировали на Ярославском автозаводе, после чего уже 11 даблдекеров покатили кто в Коптево, кто в сторону Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

В войну все московские автобусы забрали на фронт, а на троллейбусы легло двойное бремя — их даже начали использовать для перевозки грузов.

Золотой троллейбусный век настал уже при Хрущеве. Никита Сергеевич сам увлекался их разведением активно и влюбился в рогатых почти так же, как в кукурузу. При Хрущеве Москва превратилась в настоящий троллейбусный заповедник, а столичная популяция вышла на первое место в мире (она, кстати, и сейчас самая многочисленная). Для рогатых вешали километры контактной сети и строили новые парки, им в угоду снимали трамвайные пути. А в 1957 году троллейбусы окончательно захватили трамвайное депо им. П. М. Щепетильникова (родовое гнездо московского трамвая) и превратили его в свой троллейбусный парк № 4.

После отправки Хрущева на досрочную пенсию экспансия рогатых по инерции продолжалась до самой перестройки. Неконтролируемый выпуск машин на московские улицы подорвал хрупкую экосистему города. Маленькие, но наглые автомобили все дальше оттесняли троллейбусы от обочин, где те привыкли кормиться. Несчастные как могли тянули рога к питательным проводам — и все чаще не дотягивались. Неуклюжие и медлительные, троллейбусы становились легкой добычей пенсионеров, от которых так легко убегала быстроногая «Газель».

Среда их обитания неуклонно сокращалась. Закрывались парки и остановочные пункты, а вслед за тем отменялись и целые маршруты. А теперь вот собянинские реформаторы и вовсе решили изгнать троллейбус из центра.

В общем‑то, основная ошибка в том, что троллейбус всегда считали трамваем без рельсов. А на деле он оказался лишь автобусом с рогами. То есть по своей пассажироемкости он всегда плелся на уровне автобуса, а от трамвая позаимствовал лишь неудобную привязку к проводам.

Главный наш транспортный эксперт, руководитель НИИ Транспорта и дорожного хозяйства Михаил Яковлевич Блинкин говорить о московских троллейбусах не захотел. Зато поделился бесценными знаниями о мировом опыте. Нигде в мире, сказал Блинкин, троллейбусное хозяйство не развивают, предпочитая ему автобусы и трамваи.

— Как только появляется верхний токосъем, тут же возникает масса проблем, — объяснил мне Блинкин. — За границей идут другим путем, в сторону автобусов с гибридными двигателями. А троллейбусы там, где их любят, мирно доживают свой век.

Любят их, например, в Швейцарии. А вот любят ли у нас в Москве? Ведь именно от этого зависит, быть ли троллейбусам.

Мэр Сергей Собянин, судя по всему, не любит. Он человек практичный и еще в Тюмени активно сокращал поголовье рогатых. Правда, окончательно тюменскую популяцию истребили уже после его отъезда, в 2009 году.

«Мосгортранс» троллейбусы, конечно, любит, но молчит. В пресс-службе мне объяснили, что все пока слишком непонятно. Ну да, на сайте правительства Москвы написано буквально одной строкой: «Ликвидация троллейбусов с центральных улиц». А что такое центральные улицы? Только Тверская с Новым Арбатом, или все, что в пределах Садового, или весь ЦАО? И что будет вместо троллейбусов? Вот и не говорят ничего в «Мосгортрансе», пока нет конкретики.

А сами водители и вовсе не беспокоятся. Чтобы это понять, достаточно посетить столовую «Мосгортранса» на Зубовском бульваре, где отдыхают между рейсами виртуозы с маршрута «Б».

Столовая эта, кстати, уникальное место. Всего за 150 рублей там можно устроить себе обед из трех блюд. Есть даже бесплатный WiFi — не от «Мосгортранса», конечно, а из какой‑то соседней забегаловки.

Сами мосгортрансовцы с ноутбуками не сидят, а едят комплексный обед из супа, макарон, хлеба и изрядно переперченной котлеты непонятного происхождения, может быть, даже из троллейбусного бока.

Заправляет в столовой Фируза из Ташкента. Она беспокоится не за судьбу троллейбусов, а за свой профессиональный рост. Дело в том, что Фируза давно мечтает не разогревать котлеты, а самостоятельно готовить здесь настоящую узбекскую еду. Но начальство не дает развернуться. Сразу после трудоустройства Фируза жарила тут пирожки собственного приготовления, так ей и за это влетело. Про решение нового мэра она не слышала.

А вот сытые водители меня подняли на смех.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

комментарии

limpik7 , 15.12.2010 00:56

В моём городе из общественного транспорта 60% населения обслуживают троллейбусы,остальное идёт на автобусы и маршрутки, небольшое отставание рогатого от графика приводит к жесткой толпе на остановке,я думаю что отказ от троллейбуса приведёт не к самым лучшим последствиям

Nenax , 22.12.2010 16:28

Перевести военное производство на изготовление сковородок, уничтожить общественный транспорт - это ОНИ могут. А вот что-нибудь создавать не на бумаге, а на деле ИХ кто-нибудь учил? Москве стали не нужен экологически чистый транспорт... бред какой-то, товарищь Сталин рассрелял бы этого мэра вместе с родственниками за такое вредительство.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены