Молодые краски России

Алексей Владимиров| опубликовано в номере №1188, ноябрь 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

Если сравнивать прошедшую недавно в Центральном выставочном зале в Москве выставку «Молодая Россия» с молодежными экспозициями прошлых лет, мы должны будем отметить новые тенденции в самом подходе художников к главной теме современности, теме созидания. Вспомним героев шестидесятых годов, изображая которых в портретах или тематических картинах, художники стремились выразить сущность человеческого труда «весомо, грубо, зримо». На этом пути были несомненные и памятные нам удачи, но часто (и это тоже на нашей памяти) такой подход приводил к некой плакатности образного решения, герой «прочитывался» как бы мгновенно, без нюансов. Нынешнее поколение молодых художников, как убеждает выставка, тяготеет к иному пониманию этой темы, отыскивая в ней прежде всего внутреннюю красоту труда. Герой семидесятых, тот, кто трудится на заводах, полях, великих стройках, многогранен и сложен, и характерно, что нынешнее поколение молодых художников, не сторонясь этой сложности, идет ей навстречу. Внутренний облик человека находит выражение в самом его труде. Так, девушка с веточкой вербы в руке, сидящая на бетонной конструкции, – картина уфимского живописца Я. Крыжевского – говорит о поэзии и смысле современного труда значительно больше и глубже, чем иные многофигурные композиции. Личность человека сообщает его труду одухотворенность.

Это поэтическое слияние образа и действия характерно для большинства работ, показанных на выставке. Некоторые из них мы репродуцируем. Москвичка Т. Наэаренко в портрете композитора Туманян скромными средствами сдержанной живописи сумела передать самую суть человека и его профессии. Портрет композитора лишен изобразительной прямолинейности, умело отобранные детали сообщают образу тонкую поэтичность. Те же особенности нужно отметить в групповом портрете «Химики» кисти ленинградца П. Игнатова. Обобщенность колорита и свобода письма не заслоняют внутренней напряженности композиции. В натюрморте «Беломорский» С. Шадрунова из Архангельска нет героя-труженика, и тем не менее этот натюрморт «говорит» о таких героях, об их труде, овеянном настоящей, не книжной романтикой.

Нельзя, разумеется, в небольшой заметке рассказать обо всех участниках выставки. Однако нам представляется возможным назвать одну особенность, характерную для большинства из них, – тяготение к углубленному, вдумчивому проникновению в образ героя семидесятых годов, к поэтическому пониманию его красивого и умного труда.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены